О Власе, герое "Скотьего бога"
А давайте поговорим об акте творения.
В марафоне, где я участвую, задание сегодня — рассказать о том, как ты дошел до жизни такой. Как написал то, что написалось. Про «Малефикорум» это не уложить и в 10к слов, поэтому речь пойдет о Власе, ведуне Скотьего Бога.
Влас родился из необходимости отвлечься от «долгостроя» и марафона о ведьмаках. Я сразу отмела идею создания классического возьмака с кошачьими глазами, потому что писала много текстов по вселенной Сапковского и подустала. И события в моей книге тоже происходят в условном средневековье. Шагать вперед, в Возрождение, не хотелось: не люблю жабо. Про современность же я знаю значительно меньше, чем про Средние Века Европы.
А зачем шагать назад, если можно вернуться к истокам?
Славяне — дивный народ. Я закончила филфак и у меня был курс русского народного творчества, где мы узнавали всякие сказки в зависимости от области России. Был курс старославянского и прочая. Если честно, я думала, что всё забыла, но когда начала писать, всё вспомнилось само собой.
На самом деле, тёмное фэнтези в условиях Древней Руси было бы обычной жизнью. Хтонический и пугающий лес за порогом. Дверью в потустороннее могла оказаться роженица, предбанник или даже просто расщепленное у корней дерево. Нечисть была неотъемлемой частью жизни человека, добрыми (не всегда) соседями. Сотни примет, заговоров, обычаев... И я не говорю про язычество, требующее кровавых жертв, про беззаконие и такие законы, что лучше вообще без них. За образец я взяла времена VI-VII века, когда государственности как таковой не было, каждая деревня была сама по себе, каждое племя — само по себе. И при этом это время домонгольское, сытое.
Как первую ласточку я запустила Власа. Он — сирота, привезенный князем из степей (Влас — монгол) как диковинка, вроде медведя в цирке. Его заметил ведун, учуял сильный дар, выкупил, увез в деревню и сделал своим учеником.
Влас — имя, немного выбивающееся из сеттинга. Но я не могла не перекинуть мостик между Велесом/Волосом и христианским святым Власием, который был покровителем животных.
В рассказах Влас представляет хтоническую сторону Велеса. Он не живет среди людей и не строит капищ в городах. Влас покровительствует диким животным, сам он — наполовину зверь. Как у славян считался хранителем, охранником и при этом «чужим» существом (потусторонним) волк, так Влас, с его странной скуластой внешностью, с раскосыми глазами цвета леса, весь в мехах и глине, словно бы пришел в этот мир из мира подземного. Местные почитают его, но боятся, как аватара бога, который не был ни добрым, ни злым. Изначально он появляется, учуяв хворь именно среди скота. И, поскольку Велес является еще и богом потустороннего царства, я предположила, что именно к нему обращались за помощью, если речь заходила о нежити, неупокоенных и злых душах.
Состояние ведуна во многом зависит от состояния природы и близости родной стихии. Вначале он показывается нам после долгого сна, полузверем, за которым тянутся следы копыт. В следующем же рассказе — это более «человечий» вариант жреца. Травница его не боится, охотник видит в нем спасителя для своего хворого сына. Истина в глазах смотрящего.
Влас — оборотень, как и сам бог, которого изображают в медвежьей шкуре и бычьих рогах. Оборотничество в раннем Средневековье представлялось как «выворачивание тела и шкуры наизнанку», считалось, что если снять с волколака кожу, на её обратной стороне будет лохматая шерсть. Особенно мне нравится идея Власа-псоглавца, потому что это очень интересный реверанс и в сторону христианства как такового (см. Святой Христофор). Власа итак боятся из-за его близости к богу и из-за «чуждой» русоволосым и голубоглазым славянам породы. А теперь у него еще и собачья голова. И вот как жить? Как человекам глупым помогать? Его спасает магия леса и науз — одна из древних форм волховства, известная на Руси, по сути — плетение хитрых узлов во время чтения заклинаний. Что будет, когда кто-то снимет с него пояс с наузом? Узнаем.
Если же говорить по характеру... Я не люблю однозначных героев. Влас — добрый, но воспитывался жрецами звериного бога, дикими животными и нечистью, поэтому ему немного сложно в общении с людьми. Я взяла где-то свой опыт. Меня не Велес воспитывал и не медведи, но я больше учила мир из книг, чем из общения с людьми. Вот и Влас так. У него сильный моральный компас, но нет желания ломать мир под свои идеалы. Как герой он не революционер, скорее реакционер.
В дальнейших путешествиях Власу придется примерить на себя другие маски Скотьего бога: Велес почитался как бог богатства, торговцев, плодородия и чего только еще не. Поэтому, возможно, пока ведун доберется до Киев-града, ему даже придется обрезать свои черные, ниже пояса, волосы... Или он хотя бы причешется.
Ниже мои наброски. Часто мои персонажи и миры рождаются из рисунков, в этом плане Влас не был исключением. Вначале появился первый рисунок (с черными волосами и светящимися глазами), потом из леса к Веселине вышел ведун. Обычно у меня нет проблем с сюжетом или повествованием: достаточно просто сесть, найти начальную сцену и дыхнуть на героев. Ну, что стоишь? Давай, шагай. А как ты идешь? Какое первое слово ты скажешь? Какой у тебя будет голос?
Остальное - дело механическое. Только клавиатура щелкает. И Власа я писала так, что слышала только этот звук, он не прекращался, пока Доброхотка не стал молодцом, а Влас не свернулся клубочком в валежнике. Он устал. Я тоже. Часы показывали 4 утра.
Читать тут: https://litmarket.ru/books/skotiy-bog