О ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИИ
Молодежь склонна к отрицанию опыта родителей в силу своей категоричности. «Устаревшая одежда, прически, и т.д. Мол, сейчас мы современные и общаемся с помощью приложений на смартфоне». Но никто из них не задумается о том, приносит ли настоящую радость такой вид общения? В чем ценность общения? Вспомните момент из вашей жизни, когда вы проводили время вместе на вечеринке, было ли по-настоящему весело и хорош вам? Я помню такой момент из жизни, когда мы встретились всей студенческой группой (около десяти-двенадцати человек) на квартире однокурсницы на Новый Год. Было шампанское, мы были молоды и жизнерадостные. Мы так расшумелись, что соседи пригрозили вызвать милицию, если мы не прекратим веселье. Те люди видимо забыли, как они в молодости проводили время…
Читая книги о музыкальных гениях, живших 150-200 лет назад в Европе, я поразился тому, как они проводили время. Ведь тогда не было ни радио с трансляцией музыки, ни телевидения, ни интернета. Всё, что было – это театры – оперетта, опера, балет в перерывах и обычные спектакли. Но что они делали в обычные дни? В крупном городе, как правило столице – Париже или Вене, находился цвет нации – композиторы, художники, архитекторы, поэты, музыканты, певцы как профессиональные, так и дилетанты с неплохими голосами. Аристократы учили детей музыке с детства и иностранным языкам, поэтому немец мог жить во Франции и наоборот. Дети вырастали и могли вращаться в среде образованных людей, понимающих музыку, как искусство. Кто например сейчас из молодых людей знаком с теорией гармонии в музыке? Эти люди тяготели друг к другу и собирались вокруг гениев-композиторов, завязывались знакомства, дружба. В Париже с конца 20-х гг. 19 века центром "тусовки" стал дом Россини, куда он окончательно переехал после волнений в Болонье. Каждую субботу в его доме проводились музыкальные вечера. Приходили писатели, поэты, финансисты (напр. Ротшильд), послы государств, крупные музыканты эпохи (Верди, когда приезжал проездом, Доницетти, Беллини, Вагнер, Вебер приезжал просить прощения за травлю в немецких газетах, он отстаивал немецкую оперу, как патриот от «засилья итальянцев», перекрывших ему путь в Вену и др.) В книге Арнальдо Фраккароли (1941г., переиздана в СССР) «Россини» подробно описаны эти вечера. Стендаль был другом композитора и оставил книгу о нем. Я приведу отрывок лишь о приезде Листа:
«Однажды на музыкальную субботу к Россини пришел Лист. Ему было тогда пятьдесят четыре года. После бурной молодости этот красавец и покоритель женских сердец принял сан священника и стал аббатом. И в этом обличье он впервые предстал перед Парижем. Всем было любопытно посмотреть на Листа и послушать его. Россини давно был знаком с ним. Чудесный венгерский пианист-виртуоз поразил его ещё в Милане. «Это – феномен!» - сказал он. Тогда же в доме графини Самойловой, экстравагантной русской дамы, которая была неравнодушна к маэстро Пачини, Россини слушал в исполнении Листа его переложение для рояля увертюры из «Вильгельма Телля». Когда Россини спросили его мнение, он ответил:
- Это очень трудно, очень трудно, мне жаль только, что это не невозможно…
Теперь Лист предстал в облике аббата, и похоже (но только похоже), сутана несколько притушила этот огонь. Все ожидали, что он сыграет что-нибудь свое, но пианист выразил желание познакомиться с новыми россиниевскими сочинениями для рояля. Маэстро назначил ему встречу на следующее утро. Лист исполнил целую серию вариаций на темы его произведений. В них ощущалась такая могучая фантазия, рождаемая с такой необыкновенной легкостью, что Россини не мог удержать восторженных восклицаний. Тогда Лист, ещё более оживившись, начал играть впервые увиденные им сочинения маэстро, молниеносно импровизируя вариации. Причудливая, прихотливая мелодическая вязь, как бы шутя, неожиданно развивала тему. Он играл необычайно пылко и вдохновенно и к тому же умудрялся в этом водовороте звуков спрашивать маэстро: «Ну как? Хорошо? Нравится? Я верно передал ваш стиль?» Это была какая-то музыкальная акробатика, неистощимый фейерверк виртуозности. Когда же он окончил играть, Россини в восторге воскликнул:
- Этот человек – демон!»
В то же время в Вене собирались «шубертиады» вокруг другого гения – Франца Шуберта. Об этом можно почитать в книге Гарри Гольдшмидта «Франц Шуберт». Композитор славился в Вене своими песенными циклами на стихи немецких поэтов. Собирались на вечера только те, кто мог что-то сотворить. Для вхождения в круг новичков ждал пароль: «Чем ты нас удивишь?» Сюда приходили художники, поэты, музыканты Вены. Приглашали дам, подруг и знакомых. Все собирались вокруг Шуберта, аккомпанирующего оперному певцу Фоглю (именно он стал продвигать песни Шуберта среди венской публики). Публика испытывала небывалый душевный подъем, ведь исполняли не просто музыканты, а музыканты экстра-класса! Времяпрепровождение было поднято на высокий уровень. Например, кто-то приносил новый сборник стихов и начинал декламировать их, а Шуберт, воодушевившись, сразу принимался сочинять музыку… Сейчас, когда народился новый класс предпринимателей в России, не пора ли возрождать давно утраченные традиции? Чем заполнить пустоту, когда деньги есть и время? Именно в группах, совместном времяпрепровождении человек находит радость, которую ему никогда не испытать в одиночестве. Сегодня, когда общество на мой взгляд чересчур наполнено страхом благодаря тем, кто просто не может иначе жить, кроме как в страхе и тем, кто извлекает из бедствия огромную прибыль на продаже плохих новостей (чем чаще, тем лучше транслировать их), поднятая мною тема становится как никогда актуальной. Чтобы почувствовать себя лучше просто отключите на две недели радио, телевизор и сосредоточьтесь на творчестве, на том, что вашей душе интересно. Например, я в последнее время увлекся селекцией аквариумных рыбок, мне интересно находить эстетику в цветовой гамме живых существ и открывать новую палитру. Вы ведь можете не только писать картины на холстах, а быть творцом среди разнообразия живых форм. - Ваш, О.Гаряев
Знаменитые "шубертиады"
На заставке - Бишапур, раскопки мозаики эпохи Сасанидов. Струнный инструмент "чанг", прародитель арфы.

