О забытом молоке
Для одного своего далёкого-далёкого литературного проекта (которого, возможно, вообще не будет, но это не мешает мне его потихоньку обдумывать и собирать материал) я иногда почитываю всякие умные, почти научные книжки. В дополнение к художественным, конечно, потому что куда я без художественных. И вот, в одной из таких книжек я наткнулась на историю, которая привела меня в совершеннейший восторг.
Началась она с того, как молодые советские биологи оставили рядом с картиной Ивана Шишкина стакан молока – и забыли о нём. Дело было годах в восьмидесятых, когда репродукции Шишкина где только не висели (и в биологических лабораториях в том числе). Через два дня, когда учёные спохватились, вдруг выяснилось, что молоко... не прокисло! И тогда биологи решили провести эксперимент. Они собрали в небольшом зале репродукции картин известных художников и поставили возле каждой стакан молока. Поставили, подождали определённое время – и провели биохимический анализ. Выяснилось, что быстрее всего молоко скисло возле картин Дали, Пикассо, Кандинского и Малевича (самым мощным "скисателем" оказался почему-то "Чёрный квадрат") . Репродукции Айвазовского и Левитана показали средний результат. А среди лучших были "Корабельная роща" и "Ручей в лесу" Ивана Ивановича.
Учёные пришли к выводу, что картины излучают некоторую энергию (положительную и не очень). Именно она и влияла на молоко. И на людей, следовательно, тоже влияет. И результаты как-то даже не удивляют, правда? Полотна Шишкина, пронизанные радостью и любовью к жизни и природе, несут исключительно светлые эмоции. Даже "На севере диком...", которая является иллюстрацией к известному грустному стихотворению, и на которой вообще-то ночь. Я раньше не обращала на это внимания, но теперь сообразила: действительно, картины Шишкина всегда действуют как-то духоподъёмно. Про их существование обычно забываешь, Шишкин воспринимается как нечто само собой разумеющееся, особенно тем, кто вырос в квартире, где на стене висел ковёр с "Утром в сосновом бору". Но как увидишь где-нибудь случайно картины Ивана Ивановича – всегда невольно улыбаешься и на душе становится как-то светлее, что ли. По крайней мере, у меня так.
Разумеется, прочитав об этом эксперименте, я сразу начала думать о том, что идея с излучением положительной энергии справедлива не только для картин. Про людей сейчас не будем, это вроде как очевидно и это отдельная тема. Но тексты-то, тексты! :)) Есть же такие книжки, от которых становится легче, где бы ты их ни открыл. Бывает, достаточно одного абзаца, чтобы излечиться от хандры (не во всех случаях, конечно, но я думаю, многим знакомо то, о чём я говорю).
Само собой, у каждого автора свои идеалы и свои пути в творчестве. Иногда нужны вещи, которые заставляют много думать, а то и страдать. То, что картины Пикассо показали себя не лучшим образом в ходе эксперимента советских биологов, не делает их менее гениальными. А если говорить о литературе, то некоторые классические произведения наверняка бы тоже провалили подобное испытание . Но если меня будут спрашивать, я теперь всегда смогу сказать, что хочу писать такие тексты, рядом с которыми долго не прокисает молоко.
И, на этой радостной ноте, я отправляюсь добивать жизнеутверждающую сцену о кровавом убийстве в зимнем лесу.
Путь к идеалу не быстр.