О жрицах Амры (из заметок о мире)

Милостивая Амра
Амра, божество культа Девяти Матерей Пустыни, является одной из Милостивых, наряду с Мейшет и Вириде.
Она покровительствует наукам и искусствам, поскольку воплощает один из аспектов творящей силы.
Ее обитель обыкновенно вторая слева, располагается между обителями Вириде и Мейшет, соответственно.
В романе «Заблудший»:
В воздухе разлился тонкий звон мелких колокольчиков. Слышно было, как он пробивается сквозь пряди ветра и глухое хлопанье тонких полотен, натянутых меж колонн небольшого святилища. Оно возвышалось у берега Великой реки, и его старые выщербленные ступени спускались к самой воде. Гирлянды цветов источали невесомое благоухание, тонко змеился дым курений.
— ...Амра, Милостивая! И твои слезы в Великой реке, к тебе да устремится наша благодарность! – выводил нараспев девичий голос, более густой и мелодичный, чем звон колокольчиков.
Ступая бесшумно и осторожно, Овейг шел к святилищу. Он нередко выбирался из Этксе после дней празднества, посвященного Тид, знаменующего начало нового года, чтобы посмотреть на первую службу Амре, которая всегда проходила вдали от Храма и его обителей и ненадолго оживляла древние каменные плиты под сенью массивных колонн: когда-то там собирались айдуты, и лишь много лет спустя его облюбовали служители Амры. Чувствуя, как в сердце бьется тревога предвкушения, Овейг не сводил глаз со святилища, окутанного белизной тонких трепещущих полотен, послушных ветру.
О жрицах Амры
Одна из героинь романа – Суав, является жрицей Амры. В первой же сцене мы видим героиню в розовом покрывале.
Жрица Амры, юная, широкоскулая, с полными губами и узким подбородком, сделала Овейгу знак, чтобы он открыл лицо. (…) Жрица улыбнулась. В складках ее розового покрывала, казалось, дремала заря.
Амре служат две категории жриц: одни носят оранжевое покрывало, обычно происходят из уважаемых семей и не имеют никакого отношения к храмовой проституции, которой занимается вторая категория жриц, носящих розовое покрывало. Они являются собственностью Обители Амры, но любая по прошествии времени может купить свободу. Суав, например, взяла в долг у Обители, чтобы выкупиться у ул-Нареда, поэтому она была обязана служить Амре, пока не отработает выплаченную ей сумму. В случае успешной работы ей также мог достаться некоторый процент, который она получила бы в качестве приданого по окончании служения. Но тогда она должна была отработать не только долг, но и принести Обители некоторое дополнительное количество прибыли, процент от которой ей могли бы выплатить.
Все жрицы Амры выполняли разнообразные обязанности в Обители. Однако черной работой занимались простые рабы, которые тоже принадлежали храму.
Жрицей Амры можно было стать только по собственной воле:
— за долги (как это было с Суав);
— просто оговорив срок служения (как это было с некоторыми другими девушками; многие отдавали себя в распоряжение Обители, чтобы заработать приданое).
Если во времена до Афлетан-Гельди-Кертенкеле (иными словами, до айдутского владычества) жрицам Амры за их любовь могли платить и вполне символические суммы, то после этот обычай сошел на нет, и на многих девушек, в зависимости от их достоинств, был установлен свой ценник. По злой иронии, эту традицию все сторонники Культа Девяти заимствовали у айдутов.
Любые иные формы проституции и в Триаде, и в Эрмегерне, и в Сайханхоте были вне закона. Жрицам Амры было запрещено заходить в чужие дома и на постоялые дворы.
Если кто-то хотел взять такую жрицу в жены, то должен был заплатить за нее как за рабыню или уплатить ее долг перед Обителью. Тогда жрице позволялось переехать в дом к мужу, но она, чтобы полностью окончить служение, еще должна была вышить свое покрывало, принести его в Обитель, где от него отпарывали край, сворачивали его в браслет, который надевали на руке жрице. Остальное полотно сжигали. После этого девушка считалась свободной.
Для того, чтобы стать жрицей, носящей оранжевое покрывало, нужно было пройти более сложный отбор. Обычно ими становились наиболее успешные ученицы храмовых школ. Эти служительницы обычно оставались в Обители на всю жизнь, занимались науками и искусствами. Они также проводили обряды бракосочетания. Если же брак заключался перед лицом Тид, то их присутствие было необязательным.
Обитель Амры была одной из самых богатых обителей Храма. Нередко эти средства направлялись на открытие школ, на помощь беднякам. В разные годы эту казну то делили между всеми Обителями, то облагали налогами в пользу городской казны.
Где-то после распада Афлетан-Гельди-Кертенкеле появилась догма о том, что жрицам, носящим розовое покрывало, нельзя появляться в Обители Мейшет. Прежде ни такого порядка, ни конфронтации между жрицами Мейшет и Амры не существовало.