Образы кошек в моих романах: волшебство и метафоричность

Пока я работаю над тем, чтобы представить в издательство научно-популярную монографию о метафорических образах в малой прозе, хочу написать об образе кошек и котов в моих любовных романах. На самом деле, такое использование этого животного - не новость; самый известный пример - психологическая новелла-хоррор Э. А. По "Чёрный кот", где кот выявляет расщепление личности героя-алкоголика.

Одним из главных персонажей, действующих практически наравне с человеком, кошка у меня выступает лишь однажды: в повести "Любовница по договору", где представлена мощь и загадочность удивительного существа по имени Пуша, вновь и вновь спасающего свою хозяйку. В остальных случаях я обращаюсь к котам как к образу вспомогательному, часто метафорическому, который способен выявить проблему и подсказать что-то герою (героине) либо дополнить его психологический портрет. Иными словами, животное становится своеобразной призмой, литературным инструментом, призванным преломить реальность. Коты и кошки как важные подсказчики героям и читателю представлены в следующих любовных романах:

1) "Слишком проницательная содержанка": кот Кирюша и кошечка Лисичка погибли одинаково - и две их владелицы, молодая и пожилая, случайно встречаются в интернете на форуме поддержки хозяев ушедших питомцев; они ещё не знают, чем являются друг для друга, какая жуткая тайна их связывает, - однако именно Кирюша и Лисичка впервые сведут вместе Ию и Еленку. Позже, когда ситуация накалится, красавица Ия скажет:

- Елена Эдуардовна… вы меня заблокировали на форуме. Наши потери: Кирюша, Лисичка… Помните? Вы любили котика как сыночка, и у нас была особенная связь с Лисичкой. Я не могла переносить одна её уход и чувство вины. А вы меня просто вышвырнули из своей лички, когда я стала вам плакаться и совета спрашивать, как это пережить, как из этого выкарабкаться. Отказали вы мне в помощи и поддержке? Отказали. Ну и муж вам так же отказал когда-то.
- Так я же не знала, что это ты. Тебе бы я не отказала. Это другое.
- Это то же самое. Вы не почувствовали меня. А он – не почувствовал вас, не проникся вашей болью. Все совершают ошибки. Вы умеете заблокироваться, чтобы ничем не делиться...
 
2) "Правда о твоей матери": девочка получает в подарок на день рождения котёнка, образ которого помогает и её отцу, и читателям понять всю разрушительность образа её матери.
 
Котёнок испуганно верещал всю дорогу, пока мы везли его домой; но глядя на сияющее личико дочери, которая счастливо держала малыша у груди, я радовался, что главный подарок ко дню рождения удался.
- Мы же его от мамы забрали, - обеспокоенно спросила дочка. – Он не переживает, не скучает?
- Нет, что ты. Он уже достаточно взрослый – ему два месяца, таких котят начинают раздавать, кошка готова с ними расстаться, - успокоил я. Эва вполголоса произнесла, вгоняя меня в ступор – даром что сидел за рулём:
- Интересно, а мама кошка по нему будет скучать? А моя мама, которая уехала, - она скучает? Она была готова расстаться? Должна же она когда-то приехать? Пускай приедет на день рождения, а, папа?
 
...Эвелина, тоскливо растягивая слова, повторяла:
- Тебе грустно, что ты без мамы, да? Но ты хотя бы видел свою маму! Ты её помнишь? Я не помню...
- Доченька, - тихо произношу я, чтобы не напугать девочку, - что вы тут с Кокосом делаете?
- Бедненький! – всхлипывает Эвелина. – Ему очень грустно, я взяла его пожалеть! Всё потому, что он видел свою маму… а я свою даже не помню!
- Эвелиночка, - мягко говорю я, - я понимаю. Кокосику так же больно, как и тебе. Помоги ему, отпусти его, не тискай так, не зажимай.
Несколько мучительных для котёнка минут Эва раздумывает над моими словами; затем отпускает Кокосика, который, пошатываясь и явно не понимая, что произошло, отползает от хозяйки к своим плошкам; маленькая же хозяйка разражается горькими рыданиями, которые разрывают мне сердце. Она валится на пол рядом с Кокосиком, повторяя:
- Бедный, несчастный Кокосик! Тяжело тебе без мамы! Прости, прости!
Очевидно, что на Кокоса Эва проецирует собственную боль. Меня разбирает такая досада, такая обида на Юлию, что, серьёзно, окажись она сейчас рядом, - это ей я воткнул бы в руку вилку, а мордой макнул бы в суп.
 
3) В романе "Я не скажу, кто твоя мама" дикая кошка Пышка пытается подсказать академику Петрову, что перед ним - его родная дочь, похищенная двадцать четыре года назад.
 
4) В романе "Месть урода" подобранная Матвеем Кошь настойчиво даёт герою понять, в чём причина повторяющихся кошмаров его подруги Лили, - но увы: человек оказывается не так сообразителен, как животное.
 
5) В романе "Если твоя жена вернётся" героиню обнимает сирота, все страдания и надежды которого связаны с ней; она вспоминает, что так же её обнимал старый кот перед смертью - словно цепляясь за жизнь.
 
6) В работах "Сокровище с сайта знакомств" и "В жёны консулу" герои являются фанатичными любителями котов: "Все кошки мира - мои!" - заявляет маленький Валентин; а взрослый Разин выкупает своим котам человеческие билеты, чтобы перевезти их из России в США трансатлантическим перелётом в салоне самолёта, а не в багаже.
 
Трудно сделать метафору говорящей, прозрачной, понятной для интерпретации, однозначной для трактовки; ещё труднее - сделать так, чтобы персонаж взаимодействовал с животным практически наравне, как с полноценным героем произведения. Ранее я писала о детских образах - к каким приёмам прибегаю для того, чтобы сделать ребёнка запоминающимся, ярким; лично для меня это трудно, с животным - ещё труднее, как справляются другие - вообще не представляю. Наверное, это надо иметь талант уровня того самого Э. А. По - ну, или А. И. Куприна с его жеребцом по кличке "Изумруд", либо же Л. В. Соловьёва с его бессмертным и бессменным ишаком в "Повести о Ходже Насреддине"  :))) 
 
На фото - годовалая я на оцифрованном диафильме начала восьмидесятых и уличный кот, к которому я в восторге тянусь :)
 
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий