Орден для вождя
Долгое время считалось, что основателю Советского государства В.И.Ленину никогда не вручалось никаких правительственных наград.
И лишь спустя несколько десятилетий выяснилось, что, по крайней мере, один орден, причем, по статусу как бы даже не вполне «нашенский», вождь мирового пролетариата все-таки получил.
Речь идет об Ордене Труда, учрежденным правительством канувшей в лету Хорезмской Народной Советской Республики – ХНСР.
«ШАХ ПЕСКОВ»
В царское время в границах Российской империи на территории Туркестанского края существовали два протектората – Бухарский эмират и Хивинское ханство.
Хивинский хан еще в 1873 году объявил себя «покорным слугой» российского императора.
Русские купцы и промышленники получили право свободы торговли и предпринимательства на всей территории ханства и освобождались от пошлин и повинностей.
В протекторате отменялось рабство, хан уже не мог проводить самостоятельную внешнюю политику.
Однако во всем остальном это полунезависимое государственное образование продолжало жить по своим вековым традициям.
Революционный вихрь 1917 года ворвался и в эту сонную глухомань.
После того, как в Туркестане установилась Советская власть, русские части вышли из пределов Хивинского ханства.
Воспользовавшись слабостью «законного правителя» Асфендияр-хана, предводитель туркмен-иомудов Джунаид-хан, по прозвищу «Шах песков», совершил в начале 1918 года государственный переворот.
Он убил Асфендияр-хана и посадил на престол родного дядю убитого, который послушно выполнял волю диктатора.
Под лозунгом «Хорезм для мусульман!» узурпатор принялся сколачивать басмаческие отряды, каждый из которых состоял из 12-15тыс. всадников.
Однако правил Джунаид-хан столь жестокими методами, что против него восстали даже некоторые вожди родственных туркменских племен, не говоря уже об узбеках.
Под видом помощи «народному восстанию» в Хорезм двинулись красные части из других районов Туркестана.
В ту пору добраться до мятежного протектората можно было только верхом либо же по Амударье.
В начале 1920 года после ожесточенных боев красноармейцы заняли все населенные пункты ханства.
2 февраля «законный хан» отрекся от престола, и власть перешла к Ревкому, но уже в апреле на всеобщем курултае (съезде народных представителей) была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика – ХНСР.
Почетным председателем курултая был избран В.И.Ленин, в адрес которого делегаты приняли восторженное письмо.
Но Джунаид-хан и не думал капитулировать. Недаром же его называли «Шахом песков»!
Хотя сама Хива представляла собой благодатный оазис, но вокруг этой орошаемой зоны древнего земледелия раскинулись гигантские пространства безводных песков.
Джунаид-хан, выросший в пустыне, отлично ориентировался в этой однообразной местности, знал даже заброшенные караванные тропы.
Он устраивал секретные базы среди барханов, тайники с большими запасами воды, продовольствия и оружия.
Его мобильные отряды нападали на поселки и небольшие гарнизоны, убивали, жгли, насиловали, наводили ужас на всю округу.
Борьба с басмачеством, как и восстановление разоренного войной и набегами хозяйства, требовали своих героев, а героев, как известно, надо награждать.
ДЕЛЕГАТЫ ВОСТОКА
К двухлетию молодой республики, в феврале 1922 года, правительство учредило две высших награды – Военный Красный орден для награждения отличившихся в боях с басмачами, и Орден Труда, который предусматривалось вручать за особые заслуги, проявленные в процессе строительства новой жизни.
Оба типа орденов изготавливали лучшие ювелиры края из оксидированного серебра с позолотой.
Орден Труда ХНСР представлял собой пластину овальной формы, сужавшуюся книзу. На темно-синем эмалированном фоне выделялся золотистый сноп пшеницы. Сноп перевивался ленточным поясом с арабской вязью. Внизу изображался герб молодой республики: лопата и серп, обрамленные стеблями джугары. Наверху были запечатлены два скрещенные молота и полумесяц, с вписанной в него пятиконечной звездой.
Все ордена изготавливались вручную, штучно, поэтому среди них нет двух абсолютно идентичных образцов, знаки расходятся, как в отдельных деталях, так и в размерах.
К каждой из наград прилагалась грамота с указанием того, за какую конкретную заслугу происходит вручение ордена.
Первый экземпляр Орден Труда, над которым мастера работали особенно усердно, было решено вручить почетному председателю того памятного курултая товарищу Ленину.
В сопроводительном письме говорилось: «Мы просим Вас, дорогой и любимый наш учитель, принять этот орден, согласно постановлению Центрального Исполнительного Комитета, и носить его как символ освобождения труда на Востоке после многовекового рабства».
Для доставки правительственной награды ХНСР по назначению, в сентябре 1922 года в Москву была отправлена представительная делегация.
Однако, прибыв в столицу, посланцы верховьев Амударьи узнали, что вождь мирового пролетариата ввиду серьезной болезни находится в Горках, и доступ туда ограничен.
Делегатам Востока не оставалось ничего другого, как передать высокую награду, грамоту и сопроводительное письмо секретарю Совнаркома РСФСР Л.А.Фотиевой.
ПЛОДЫ РАЗМЕЖЕВАНИЯ
Несколько позднее и вплоть до середины осени 1923 года Орденом Труда ХНСР было награждено еще порядка ста человек, в том числе председатель ВЦИК Калинин, нарком иностранных дел Чичерин, врач Е.Мошкова, летчик Л.Афанасьев, а также местные активисты.
Военный орден получили многие командиры и красноармейцы, отличившиеся в борьбе с басмачеством.
В октябре ХНСР была преобразована в Хорезмскую Советскую Социалистическую Республику, ввиду чего изменился и внешний вид высших наград, а также их наименование.
В феврале 1924 года Ордена Труда переименовали в Орден Трудового Красного Знамени ХССР, а Военный Красный орден в орден «Красное знамя» Хорезмской ССР.
Награждения проводились с апреля по ноябрь 1924 года и коснулись в общей сложности нескольких десятков человек.
Между тем, в Туркестанском крае началось национально-государственное размежевание, в ходе которого Хорезмская ССР и Бухарская ССР попросту исчезли с географической карты как самостоятельные государственные единицы.
В сферу исторических реликвий отошли и награды этих бывших союзных республик.
В Бухарской ССР, кстати говоря, существовало еще больше «своих», местных орденов, для изготовления которых использовалось даже золото.
Правда, наградить каким-либо орденом «дорогого и любимого учителя» в Бухаре не догадались, а может, просто не успели.
Зато одним из первых кавалеров Ордена Красной Звезды БНСР стал товарищ Сталин.
Бывали случаи, когда этот орден вручался тому или иному командиру прикрепленным к эфесу наградного же холодного оружия.
* * *
По мнению многих историков, В.И.Ленин, ввиду тяжелой болезни, так и не узнал, что стал кавалером Ордена Труда далекой среднеазиатской республики.
После смерти вождя забыли о награде и сотрудники Совнаркома, принимавшие когда-то посланцев солнечного края.
Орден №1 оказался, в конечном итоге, в одном из отделов Центрального музея Ленина, но и там, не зная подоплеки всей этой истории, воспринимали его как некий памятный значок.
Вдобавок, в среднеазиатских архивах не сохранилось никаких документов, связанных с учреждением перечисленных орденов, как и списков награжденных.
Лишь в 1962 году, когда в центральном партархиве было обнаружено сопроводительное письмо, раскрылась загадка этого уникального экспоната советской эпохи.