«Основание»: роман против сериала
Всякий раз после выхода на экраны киноадаптации какого-нибудь известного романа находятся хейтеры, которые убеждены, что экранная версия опошляет их любимое произведение и позорит человечество в целом. Особенно бурную реакцию вызывает сериал «Основание» по одноименному циклу Айзека Азимова, второй сезон которого стартует на Apple TV через месяц. Если не читавшие литературный первоисточник относятся к кинопостановке в основном положительно, то поклонники Азимова в большинстве своем чуть ли не в бешенстве.
Хоть я и люблю фантастику, а в детстве вообще считал единственной достойной внимания литературой, творчество Азимова обошло меня стороной. Помню только какие-то рассказы о роботах, да и те очень смутно. Сериал мне в целом понравился, поэтому, почитав множество негативных отзывов от поклонников именитого писателя, решил восполнить пробел и узнать заодно, что же такого страшного натворили его создатели.
В конце концов, претензии к кинопостановщикам порой бывают обоснованными. В угоду различным, иной раз довольно странным соображениям, от литературного первоисточника иной раз они оставляют какие-то безобразные рожки да ножки. Дух захватывало от предстоящего знакомства с шедевром, который смогла опошлить в чьих-то глазах довольно приличная, на мой взгляд киноадаптация…
Шок без трепета
На днях с трудом и в состоянии легкого обалдения, но дочитал первый роман цикла. Трудно было поверить, что в 1966 году трилогия удостоилась специальной премии «Хьюго» за «лучшую фантастическую серию всех времен». Какой же убогой в ту пору должна быть американская фантастика…
Нет, правда. Теперь я понимаю, почему фантастику долго вообще не считали литературой. «Основание» просто невозможно читать, настолько написано уныло и во многом вторично. Единственное ценное, что там есть – «изобретение» психоистории, вокруг реализации прогноза которой и шьется лоскутное одеяло изрядно фрагментированого романа. В остальном все плохо или очень плохо.
Космическая империя Азимова – это утрированная Римская империя, раздутая до масштабов Галактики. Главная планета Трантор – все тот же древний Рим, только разнесшийся до масштабов планеты, закатанной в асфальт и металл, в который корабли (космические, правда) свозят со всей империи зерно, мясо и прочие товары. Зерно – звездолетами!
Ученому Азимову в голову не приходит как-то развить науку и экономику будущего, чтобы она могла производить искусственное продовольствие, использовать энергетику посильнее атомной. Да у него там читают бумажные газеты и ездят на автомобилях! Это тысячелетия-то спустя.
Многие поклонники фантастики любят жанр за возможность мысленно оказаться в необычных, прекрасно описанных сказочных мирах. С этим не к Азимову. Если Трантор он еще как-то описал парой абзацев, то все остальные миры не удостоились даже этого. Про Терминус мы узнаем лишь то, что это планета на краю Галактики, крайне бедная ресурсами – и все. А другие вообще остались без описания.
К слову, я хоть и не особый поклонник «Дюны» Херберта, но вот там как раз хорошо проработанный мир, довольно красочный, со своими своеобразными правилами. И это нисколько не помешало автору вплести в насыщенный событиями сюжет сложную философию.
Говорящие головы
Ладно, в конце концов, Азимов претендует на интеллектуальность, ему не до красивых картинок. И вообще сюжет двигают герои: живые, интересные, разнообразные… Упс!
И тут мимо. Нет в романе ни одного запоминающегося героя. За редким исключением, все они – плоские, однообразные функции, которых Азимов не удосужился наделить хоть какой-то индивидуальностью. Это говорящие головы, которые нужны для озвучивания идей – не более того.
Кстати, шибко интересно, что собрались смотреть на экране те, кто недоволен тем, что сериал кардинально отличается содержанием от романа. В книге ведь больше половины объема – сплошная болтовня. Длинные, преимущественно скучные диалоги, написанные в основном одним языком, из-за чего в них крайне сложно ориентироваться.
Когда я сравниваю роман и сериал по нему, хорошо понимаю, почему киношники так обошлись с первоисточником. Им нужна История, нужны Герои, которые бы Действовали. Азимов придумал неплохую первооснову, но даже в собственном романе не сумел должным образом развить. Переносить один в один это на экран было лишено всякого смысла.
Поэтому Трантор стал одной из основных сюжетных линий, наравне с Терминусом. Поэтому появился императорский триумвират из клонов, который подчеркивает идею упадка империи…
В сериале постоянно что-то происходит, потому что бесконечная болтовня в кино навивает еще большую скуку, чем при чтении книги. И авторы экранизации не спешат скакать по эпохам, как Азимов, потому что так не создать внятное, последовательное повествование. Зрителю (и читателю) нужно время, чтобы познать героя и начать сопереживать ему.
Кому нужен мир без женщин?
Часто звучат совсем смешные претензии к сериалу. Например, почему так много цветных актеров?
Азимов никак не высказывается о расе подавляющего большинства персонажей, он вообще мало кого хоть как-то описывает. А наш мир расово весьма разнообразен, европеоиды составляют всего 40% населения планеты, и доля эта неуклонно снижается. Чего тогда ожидать от расового состава человечества, разбросанного по галактике?
Многие недовольные сериалом задаются отчасти справедливым вопросом: почему некоторые мужские персонажи стали женщинами? Видите ли, если следовать букве романа, то женщин… не должно быть вовсе. Почти все персонажи у Азимова – мужчины. Только под конец книги появляется в паре эпизодов второстепенный женский персонаж. Словно автор подумал вдруг: «Чего это я? Нужно же хоть одну женщину вписать…»
Не знаю, чем вызван такой странный гендерный перекос даже для автора, творившего в середине ХХ века. Но представьте себе сериал, который рассказывает о целой галактической империи как бы без женщин. По-моему, выглядело бы это просто смешно. Поэтому сценаристам и пришлось немного потеснить азимовских мужчин.
Так что сериал «Основание», по моему разумению – тот нечастый случай, когда адаптация оказалась намного удачнее литературного первоисточника. Он небезупречен, но все те претензии к нему, которые я рассмотрел, лишены всякого смысла.