Отбор для книжной
Привет, друзья! Нет-нет, это ни в коем случае не анонс нового ЛФР. Это – скучный текст о том, как я выбираю книги. Навеяно вот этим постом.
И сразу, пока вы не закрыли эти многабукаф, хочу предложить поддержать флешмоб: написать свой пост или комментарий о том, как вы выбираете книги для чтения (если пишете пост - обязательно несите ссылку в комменты!). На что смотрите – обложка? Жанр? Аннотация? Может, цена или цвет глаз героя на картинке? Очень интересно узнавать предпочтения читателей – у каждого свои, порой очень неожиданные. Думаю, такие посты могли бы помочь авторам лучше понять те "вехи", на которые стоит обращать внимание в первую очередь, чтобы книга была привлекательна для читателя.
В постах про ЛитРид я немножко коснулась темы "фильтров", через которые проходит усредненный читатель при выборе книги. Ну а теперь – конкретно про мои предпочтения.
Жанр - мой, не мой, не жанр вообще
Я предпочитаю определенный круг жанров, который сводится к фантастике, ужасам и мистике. Не возражаю против фэнтези, но тут уже более избирательна. Пожалуй, проще всего описать, про что читать НЕ буду: пралюбофф, если кроме нее в тексте ничего нет. Бессюжетный секс.
Поэтому, когда в тегах стоит ЛФР, ЛР, СЛР и т.п. – всегда с осторожностью. Да, есть любовные романы, где любовь становится лучшей канвой для раскрытия характеров или описания событий, но их меньшинство.
Увы, многие любовные "произведения" сегодня мимикрируют под фантастику (часто почему-то космическую), фэнтези, драму. Поэтому теги, в общем-то, мало о чем говорят сами по себе. За меткой "фэнтези" может скрываться то самое, а может и классная история в духе Сапковского. Вообще о том, что такое "не мой жанр", есть смысл поговорить отдельно, на эту тему обязательно будет пост. Возможно, даже скоро.
Название и обложка: стоп-сигналы
Так как исключительно по тегам выбирать невозможно, то вместе с ними я, конечно, смотрю на название и обложку. Вкупе эти три составляющие в 90% случаев дают мне ответ, открою я книгу или нет.
При этом дороговизна обложки и мастерство художника\коллажиста даже не играют особой роли. В конце концов, автор – он по буквам, а не по артам. И часто под скромной обложкой в виде однотонной заливки с именем и названием скрывается очень неплохой текст. Другое дело, что большинство читателей такую книгу не выделят, не заметят и пройдут мимо. А жаль. Потому что часто авторы подобных произведений – нетрендовые, следовательно, не зарабатывают столько, чтобы позволить себе услуги крутого художника. А вот пресловутые ТОПы сайта-который-нельзя-называть – наоборот. Но там обложка, как бы ярка и красива ни была (если это в виде исключения не коллаж с известными актерами), всегда об одном и том же: о страстных объятиях, беременности или тройничке. Для меня – сразу мимо. Как стоп-сигнал срабатывает. Даже заглядывать, скорее всего, не буду. А если обложка подкрепляется названием в духе "А для Б" – 100% мимо. Не мое.
Аннотация: конфеты в мятой коробке
Может многое поведать не только о сюжете и героях, но и о мастерстве автора. Говорят, при чтении романа есть смысл дать автору как бы шанс авансом – прочитать пару глав, и уж если не зашло… А я скажу: если аннотация элементарно безграмотна или скучна, то с чего бы тексту быть лучше?
Аннотация – это как бы второе лицо книги. И если первое (обложка), как и первое впечатление, может быть обманчивым, то аннотация – это уже углубленное знакомство. Если автор не умеет рисовать, ему это простительно. Но если он не умеет работать с текстом… Увлекательность аннотации – целиком на авторе. Грамотность можно делегировать корректору, да. Но если автор не сумел сделать интересно и не потрудился сделать грамотно, то вывод очевиден.
Должна быть ответственность перед читателем, особенно если книга платная. Вы ж не захотите покупать конфеты в мятой коробке? Да, кто-то может сказать – а, бох с ним, за сто рублей можно не париться. Но если не готовы париться за сто рублей, зачем вообще пришли в эту сферу? Тут, конечно, еще срабатывает такая штука как уровень самого читателя, но это уже тема для другого разговора.
Из всего перечисленного мне важнее всего аннотация. Если она увлекла, чем-то отозвалась – однозначно книгу открою.
- Если в аннотации или в названии есть классная игра слов, если сходу видна проработка материала, если автор взялся за сложный в плане матчасти период или тему – все это в плюс.
- Если книга предполагает рассмотрение каких-то сложных психологических проблем – тоже плюс.
- Ну и, конечно, если в ней есть те штучки, которые люблю именно я (всякие там стим– и киберпанки, самосовершенствование, биохакинг, описания претерпеваемых героями страданий) – то книга тут же окажется в моей библиотеке.
Начало книги
Итак, я зацепилась аннотацией и\или названием и открыла роман. А там… А там очень скоро станет ясно, будет ли он дочитан. А он не будет, если:
- текст опять-таки безграмотен
Нет, я не цепляюсь к каждой опечатке или пропущенной запятой с воплями "профкритика" – ой, у вас тут запятая не на месте! Идеально вычитать текст оооочень сложно. Но когда вместо "плечо" в тексте "плечё", когда куртки сами себя одевают, а сердца скрипят, тут все печально, конечно же.
Да, бывают авторы с крутейшим словарным запасом и офигенными сюжетами, но не умеющие грамотно. Тогда еще можно как-то простить, пусть и читать такой текст будет тяжко. Но если сам текст помимо безграмотности к тому же беден, то тут все, финита.
Мне иногда присылают на редактуру опусы вроде такого:
"Мы хорошо отдохнули от утомительного перелёта, а после плотного перекуса выдвинулись за город. Нам предстояло погулять на нашем старом, любимом с детства месте весь день.
- Ты, наверное, забыл, где мы раньше дурачились, когда ты приезжал в гости со своими родителями? – спросил у меня Вова с грустью.
- Нет. Ну разве что только дорогу, – ответил я.
- Хорошо. Я уж думал, что всё, забыл, – сказал Вова уже с весёлым лицом.
Пока мы ехали, хорошо общались и уже были почти рядом, как вдруг в нашем поле зрения появилась группа военных.
- Я их раньше не видел тут, да и у нас нет воинских частей в городе, – заявил Вова.
- Что они здесь делают? – спросил я.
- Знаешь Антон, я без понятия. Задача, может, какая.
Бог с ними, подумал я после ответа, но было жутко интересно".
Я такие тексты называю безнадежными. Их нельзя исправить, их можно только удалить и написать что-то другое. Они хороши как наработка навыка, но должны оставаться в столе. Увы, художественной ценности они не представляют. Правда, не все готовы это понять и принять. Всегда ж хочется поделиться со всем миром своими шедеврами.
- Слишком предсказуемый сюжет
Книгу, скорее всего, дочитаю, но ничего из других произведений этого автора больше не возьму. Если за весь роман я ни разу не изумлюсь и не испытаю ярких эмоций от неожиданных поворотов – то зачем тогда читать? Потосковать можно и над учебником.
- Скучный текст
Тут есть смысл разграничить затянутое нудное изложение в принципе неплохого сюжета (сократить – и будет бомба!) и просто скучную историю. Если книга нудно написана, то всякие описания цветочков-закатов-рюшек можно пролистать и выцепить только главное. А если сама история скучна, не несет в себе каких-то поучительных моментов, не удивляет, не заставляет смеяться или плакать – опять же, зачем?
Помимо красоты изложения, я очень ценю в книге возможность для развития. То есть возможность чему-то научиться у автора – как в плане художественных приемов, так и в плане сюжетных ходов. В хорошей книге персонажи развиваются, а в отличной – читатель развивается и духовно обогащается вместе с ними.
Для меня верх мастерства – когда роман читается на одном дыхании, а в конце ты понимаешь, что прожил всю историю с героями и стал чуточку лучше, добрее, умнее, что-то понял, осознал. Это безумно сложно, потому что надо держать грань между "развлечь" и "научить", чтоб было и не скучно, и не пусто.
Самоощущение автора, когда надо выдержать этот баланс
- Текст не соответствует аннотации
Тут все очевидно, пояснять не надо. Если вместо обещанной космооперы с захватом Галактики у нас любовь на крейсере, то мимо. Честность – хорошее качество.
- Отсутствует реалистичность
В фантастике? – может кто-то спросить. Ага. Логику поступков, законы физики и особенности человеческого общения никто не отменял. У вас в книге другая Вселенная с другой физикой и не-людьми? Ок, но покажите тогда другие законы, потому что какие бы они ни были – они там есть. У Азимова в романе "Сами боги" это отлично продемонстрировано.
Реалистичность – это еще и пресловутые обоснуи. Знаете это клише с не шибко умной Мэри Сью, перед которой все падают? Бесит. Если в обществе принято почитать красивых, а не умных, то почему так? Обоснуйте. Обоснуйте, и у вас получится офигенный роман с крутой социалкой. А в противном случае – унылое "так надо автору", которое никто не понял.
- Отсутствует понятность
Понятность – еще один критерий. Я сейчас не про сложные термины или матчасть из области ядерной физики (хотя их, конечно, надо пояснять и адаптировать). Я про то, почему герои поступают именно так, а не иначе, почему делают тот или иной выбор.
Лично для меня совершенно ужасно, когда мне в личку или в коммент к книге прилетает что-то вроде "я не понял(а), почему он сделал вот так". Читатель не понял = автор не донёс. И такие вот недонёски вовсе не решаются объяснениями в комментах. Если автор вынужден объяснять за рамками текста книги – это фейл. Если автор вынужден прибегать к пространным поясняловкам в тексте книги – это тоже фейл (по-моему, такие пояснения многие просто пролистывают). Золотая середина: и донести, и не заставить заскучать. Я пытаюсь решать эту дилемму, вставляя небольшие пояснения по всему тексту, чтобы шло не монолитным куском, а фрагментами, причем сообразно ситуации и не через простые описания, а словами или мыслями героев.
Опять самоощущение, когда надо "и понятно, и не длинно"
- Автор скучал
Всегда чувствуется, когда автор любит свой текст, а когда – нет. Если написано под вдохновением, то и читается с удовольствием. Если вымучено – текст пуст. Всё.
Поэтому я не читаю популярные жанры – очень часто коммерческие авторы пишут под давлением "надо". А в нетоповых этого давления нет, и вот там можно откопать настоящие шедевры. Ну и к тому же любимый текст многократно редактируется, в сыром виде автор его вряд ли выставит. С этим тесно связано и уважение к читателю. Если ценишь себя и свой труд, то постараешься представить его в лучшем виде и не опозориться. Значит, подумаешь о потребителях.
Ценник
Этот фактор не влияет вообще. То есть я не отсеиваю платные книги потому, что жаба душит (она не душит отдать 150-200 рублей за несколько дней кайфа от классной истории). И не отсеиваю бесплатные потому, что якобы бесплатное не бывает хорошим (бывает, и вот пример).
Внутренняя жаба как бы интересуется - а какую книгу хочешь купить сегодня?
Если произведение бесплатное, то на понравившееся можно кинуть донат. Не можешь донат – оставь отзыв, ибо усилия надо ценить, это элементарная вежливость. А я как автор прекрасно знаю, сколько времени и сил уходит на "буковки", а также какой офигенный импульс вдохновению дает самое скромное вознаграждение или восторженный комментарий. К тому же, плюшки и отзывы помогают продвигать хорошие книги.
Герои
Мне нравится вполне определенный типаж героя. Поэтому, в частности, я запала, например, на "Либеллофобию" и "Либелломанию": потому что Кайнорт Бритц и мой Джи – два очень похожих очаровательных подонка. Но это не значит, что я не буду читать, например, о юморном детективе или о мрачноватом рыцаре. Буду. Просто, скорее всего, не влюблюсь.
В общем, пол героя для меня не особенно важен. Возраст – да, мне труднее читать о подростках и стариках. Другие параметры тоже не имеют значения. Я открыта для расширения границ и для того, чтобы погрузиться в разные профессии, характеры, обстоятельства, страдания и радости.
Так что тут как бы две стороны: если герой книги похож на моего, то я буду читать ради эмоций и вдохновения. Если нет – ради получения нового опыта. И то и другое здорово. Если, конечно, автор умеет погрузить. Поэтому мне нравится, когда автор описывает свой опыт в том, в чем он разбирается – всегда можно что-то почерпнуть. И да, на эту тему тоже будет отдельная статья.
Такие дела. Еще раз призываю всех осиливших длиннопост поделиться своими предпочтениями в комментариях или в постах! Спасибо за внимание :)









