Отзыв к роману "Как стать злодеем в Габене"

Добрый день!

#Лит_Рид, так уж получилось.

Очень приятно читать эту историю именно зимой и в Новый Год, но я бы не сказала, что у нее новогодняя атмосфера. Есть и светлые моменты, но есть и очень тяжелые, оставляющие щемящую грусть.

«Человек глуп и наивен: он поверил, что раз есть тот, кто наказывает, того, кто одаривает, не быть просто не может» – но в Габене есть только тот, кто отбирает, никто ничего не дарит безвозмездно даже в Новый Год.

Я подозревала, что Человек-в-красном – это маркетинговый ход, как и в нашем мире. В целом-то, Санта Клаус – это именно маркетинговый ход. Но у Блохха, как всегда, все масштабнее. У меня только вопрос: а как он успевал совмещать образ клерк-мадам с остальными образами? Хотя там пару месяцев это было, получается. Может, оставлял марионетку в своем кабинете в банке? Это же при всем плотном графике суперзлодея нереально почти. Но у него была очень конкретная цель. Очень личная.

И все же сказка с Человеком-в-красном разбивается, как снежный шар. Ведь даже письма нужны были Блохху не для повышения выручки кукольников, а чтобы еще больше людей на крючок поймать.

Неожиданно было появление Бенни Трилби в компании Блохха. Нет, ну этот тип точно не человек, мух ест (но это не точно) и все такое. Да еще и книжки пишет на досуге. Миленько… В общем, «Сплетня» злодейское место, которое сироток скармливает монстрам. Это уж понятно было. Надеюсь, однажды Полли их всех оставит без зубов. Хотя у Трилби тоже своя мотивация была, он просто одержим статьями. И радует, что его в очередной раз щелкнули по носу и Зои, и Полли.

Что еще хотелось сказать? В этой истории фактически нет Доктора и Джаспера, и ощущение, что они сидят под замком в гадкой экономки, которая явно тоже опасная злодейка. Жаль, что письмо в конце от Джаспера. А Доу, может, был тем самым единственным человеком в Габене, который и не писал таких писем. Но все же они явно как будто оказались в тюрьме собственного дома. Не представляю, чем экономка могла шантажировать Доу или как сломить его. Что должно было случиться, чтобы он выгнал Полли и фактически вычеркнул из своей жизни. И они оба что-то знают, отчего их не согревает тепло камина.

Сложно сказать, кто в этой истории глобальное зло. В первых романах кажется, что Блохх собирается устроить апокалипсис. Но, с другой стороны, у него есть своя игра, которая не связана с монстрами Ворбурга, похоже. Своя борьба.

Что в этой истории поразило меня – это наличие магии. То есть нам прямо говорят, что есть мстительный дух зимы Крампус, который своих врагов может превратить в кучку угля. Именно дух, который вспоминает своих гоблинов, у которого есть магическая шуба. Объяснить это какими-то мимиками или иными странными созданиями вроде Черного Мотылька уже не получается. То есть это именно какое-то древнее зло, вернее, не совсем зло, скорее судья. Вот Полли он ведь не убил, можно сказать, провел с ней сеанс психотерапии шоковыми методами. Хуже него оказались обычные люди-дельцы, обманувшие даже древнее сознание. И банк в данном случае предстает еще более гадким местом, чем раньше. Вернее, банк – это просто главное зло здесь. Ну да, банки разные бывают, а закредитованность населения – вечная проблема.

Грабий список – это просто чудовищный план. Топорный и уродливый по сравнению с масштабными планами Блохха. Хотя он же теперь тоже часть банка. По сути, он в Габене уже везде.

Зои, естественно, во многом жертва этой игры, одной из ее частей, одного из актов этой пьесы. Даже если считает себя настоящей злодейкой, даже если обретает некое подобие равновесия со своими демонами. Когда у нее в голове и так дыры и щели, в которые дует ветер, то сделать ее «злодейкой» очень несложно. Хотя она изящно обхитрила Трибли. И все-таки сложно понять, в какой момент в ее голову вложили идею, а в какой она сама кем-то манипулировала. Хотя в начале Зои вполне искренне не понимала, живые ли снеговики. Как-то сложно уловить, кто кем манипулировал. Но цели Зои однозначно не сильно злодейские, потому что в Габене полюса закона и добра не совпадают. Банк заслуживает того, чтобы его разорили и отозвали лицензию. Видно, что нет у них адекватного контрольного органа над банками, ну что поделать, здесь же эра хищнического капитализма.

И еще Зои, получается, спасла Полли, заставила снова жить. Так что получилось не «как стать злодеем», а «как обрести себя в Габене», как собрать себя из осколков.

Кстати, то, что снеговики – это куклы, сомнений не было. В целом, они все равно жуткие местами, а местами забавные.

Что еще сказать? Ригсберги при всей их злодейственности на самом деле не такие уж умные. Хитрые, изворотливые, но вся их империя выросла, получается, только милостью Крампуса. И их глупость хорошо показана еще во время первого ограбления, когда они не могли решить элементарную загадку всем руководством. В этом плане впервые радуешься тому, что творит иногда Блохх. Только понимаешь, что за одним его вроде хорошим планом есть еще сотня других ужасных.

Очень жутко, что Полли однажды станет тем самым «мистером Греем», который поможет Блохху, вероятно, в чем-то очень страшном. И, похоже, будет это ради Доктора Доу, слишком уж хорошо Блохх знает ее самое слабое место. У Док слабое место – это Джаспер. А у Полли они оба.

Что еще в этом романе оказалось уникальным – это раскрытие образа злодея как человека.

«– Не я, – ответил Блохх. – Тот, кто был мне очень дорог» – интересно… В «И гаснет свет» Блохх воспринимался исключительно как хтоническая сущность, которая есть везде. А в этой повести мы видим его довольно часто как обычного человека. И это пугает едва ли не больше, чем его другая сущность. Оказывается, что он еще что-то чувствует, а не просто психопатически манипулирует, еще помнит свою первую настоящую личность грустного клоуна со всей его болью. Полагаю, если Ригсберг-банк доживает последние часы, то работа клерк-леди более не отнимет время «консьержа».

Остался вопрос на будущее: «Мистер Ворончик» – это что за жуть? Что могла выпустить Полли?.. Вообще в этом романе Зубная Фея старалась-старалась как-то распутать это дело, в итоге пришла по следу из хлебных крошек ровно туда, куда вела ее Зои, куда вел Блохх.

В эпилоге эпизод с Тилли такой трогательный. Все-таки чудеса случаются. Но есть ощущение, что всякая милость и добрый поворот чьей-то горькой судьбы – это только кирпичик в масштабном плане Блохха по неизменному уничтожению города. Хотя… если уничтожить Габен, Блохху станет скучно. Мне все больше кажется, что ему, собственно, сам процесс плетения интриг интересен. И личная месть, возможно.

Еще определенно жалко мистера Томмса. Думаю, рассказать-то он расскажет, но потом однажды все равно повесится. Да и не знаю… его же все равно осудят, скорее всего, как и всех, кто в банке работает.

Так клип и рассказ «Последнее Либертанго» – это про Блохха и Люси, которая то ли убила себя, то ли ее банк убил? То есть ее убили, а он сошел с ума, думая, что она себя убила. Запутанно все, запутанно.

Партридж и Бэббит – это явно персонажи из истории, которой пока еще нет. То есть они играют важную роль в становлении Полли как Зубной Феи. Но при этом они как-то резко впрыгивают в эпилог, но лично я о них мало что знаю. Либо что-то не помню, либо пока о них и не было.

Очень мило заканчивается тем, что Зои, получается, раздает подарки беднякам, а не Блохх и его куклы.

Общее впечатление от истории очень противоречивое получается. То есть все понравилось, сеть интриг еще больше закрутилась. Но есть несколько деталей, которые мне не дают покоя: во-первых, читать самостоятельно будет крайне сложно, для читателя всей серии все отлично, все знакомы, но, во-вторых, о чем я уже говорила, пока даже по плану не видна история становления Зубной Феи, а здесь она уже не только успела погеройствовать, но и успела поссориться с Доктором, а еще ее тетушка пропала бесследно. В общем, есть ощущение, что с осени до зимы в Габене было еще очень много крайне насыщенных событий.

Вдохновения!

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Вход на сайт
или