Отзыв. "(Когда) я буду с тобой". Мария Голобокова
Название, к сожалению, не отражает жанровой принадлежности книги. "(Когда) я буду с тобой" да ещё и со скобками у слова "когда" больше подошло бы любовному роману, но здесь антиутопия и постапокалипсис. К слову, весьма классические.
Смертельный вирус уничтожил большую часть населения, а выжившие закрылись в резервациях. Прошли сотни лет, вирус продолжает свирепствовать, а население некогда развитой цивилизации скатилось до средневековых порядков. Тут вам и бесчеловечные опыты, и продажа детей. Узаконенное рабство, легализованная проституция, отряды карателей. Верхушка, элита, называет себя светлыми господами. Их власть защищают генно-модифицированные солдаты. Проходчики, "желтоглазые выродки". Как я поняла, первоначально их создавали для зачистки заражённых деревень и защиты от прорывающихся из-за Стены роботов. Рабочих и боевых машин ушедшей цивилизации. Но очень скоро светлые господа втянули проходчиков в политическую игру. Бывший командир отряда наёмников, а ныне священник, задумал государственный переворот.
Собственно, сюжет вокруг него и построен. В числе заговорщиков генерал Мирт, проходчик первой ступени Логрэд Най (приемный сын Верховного канцлера), леди Адарэль Аравеста, влюбленная в того самого священника, приходящегося братом покойной жене канцлера, леди Нивес, возглавлявшая отряд карателей, гениальный механик Марк Гонтэ и невесть как попавший к ним странник. Доктор Грегори Вериа, чья личность сама по себе сюжетный спойлер, но без него будет трудно написать отзыв. Пришлый он. Человек из-за Стены, а по сути из другой резервации, где до сих пор поминают чёрта и владеют передовыми технологиями. Не случилось там внутренней катастрофы, не скатились они до уровня Империи Дженто.
И что же доктор делает среди заговорщиков? Как мне показалось, он там прячется от прошлой жизни, от себя. Человек, чей генотип необходим для запуска защитной системы столицы, не собирается оправдывать возложенные на него надежды. Он просто человек. Спокойный, мудрый, сострадательный и бесконечно далёкий от борьбы за власть. Когда-то он преподавал в университете и лично знаком с большинством заговорщиков. Возможно, это его и держит. Ему плевать на тайны Дженто (и на её судьбу тоже), ему важны люди. Им он и пытается помочь. Когда его спрашивают о смене власти, он отвечает: "Хочешь перемен? Начни с себя". Примирись со своими внутренними демонами, а потом уже берись перекраивать власть. Но так не бывает. Уничтожать мир идут с большой болью в душе, иначе бы этот мир никто не трогал.
В книге много тайн, интриг и загадок. Многие так и остаются тайнами даже после эпилога. Раздражает ли это? Меня да. Первую треть книги я страдала так сильно, что жаловалась в комментариях. Паззл категорически не складывался. Вроде ухватишь догадку за хвост, как снова всё рассыпается. А я привыкла хотя бы минимально ориентироваться в событиях сюжета. Признаю, подсказки от автора в тексте были, признаю, я жёстко тупила местами, но именно обилие интриг в первой трети я отмечу как минус произведения. И раз уж речь зашла о недостатках, то приплюсую рваную манеру повествования. Объясню. Разум никак не может ухватить суть происходящего. Плутает среди недомолвок и недосказанностей, а героев в каждом отрывке забрасывают в новое место и в новое время. Не в главе, в отрывке. Мостики между сценами отсутствуют как класс. Каждый раз приходится заново въезжать где ты, когда ты и кто все эти люди. Я уважаю то, как автор пользуется художественным приёмом “орнаментальная проза”, но лично мне было чересчур. Однако чем хорош добротный текст - он затягивает. Уже во второй трети я перестала реагировать на скачки. Привыкла мысленно достраивать недостающие мостики.
Чем же так зацепило произведение? Атмосфера на твёрдую пятёрку. Ты буквально видишь пустоши вокруг Аласто, слышишь шум столицы, морщишься от вони Нижнего города. И ощущение безысходности пропитывает каждую строчку. Мощно.
Философских размышлений в тексте мало, но меня саму на них тянуло. Хотелось строчить автору простыни комментариев, ввязаться в дискуссию о целесообразности революции, нахваливать реалистичный финал и учить стихи Логрэда. Не знаю, что о них скажут ценители, мне понравилось.
Любовная линия уже традиционно для автора на десятом плане. Странно, что она вообще есть. Я приготовилась к бесконечным рассуждениям о роли личности в истории, а мне подкинули нежную леди Адарэль и сурового Винсента.
Кстати, о метке 18+. Сейчас поймите меня правильно, но за неё как раз и отвечала нежная леди. Ибо весь обещанный мат в тексте летит из её уст. Жестокости на ограничивающую метку я не увидела вообще. Да, есть пара-тройка натуралистичных описаний сражений и общий трындец с аморальностью применения некоторых научных разработок, но, видимо, для меня 18+ - это кишки, развешанные по стенам, и никак не меньше. Однако не скажу, что расстроилась. Градус жестокости как раз отмерен весьма разумно.
Итак, ещё раз. Почему же стоит читать книгу? За что я поставила оценку пять: великолепно выдержанная атмосфера, сложный, непредсказуемый сюжет, раскрытые характеры героев. Психологическая достоверность их поступков на очень хорошем уровне. Я намеренно не включила в отзыв мои восторги по этому поводу, но поверьте, местами подпрыгивала на стуле и зажмурившись говорила: “Да, да, да, жги, детка”. И вместе со всем этим книга на подумать, на поговорить.
Однозначно достойное произведение.