Отзыв ✦ «Мир, в котором меня ждут. Ингрид» Е. Каптен
Любопытная фэнтези-история с религиозной основой про девочку-подростка, проблемы взросления, взаимоотношений в классе, с семьёй и внутренний рост. Напомнила мне одновременно мотивами «Гарри Поттера» и «Хроники Нарнии», хотя ни в коем случае их не повторяла.
Терапевтичная, утешающая книжка с интересным объяснением, куда и почему попадает тринадцатилетняя Ингрид, открыв дверь в школьный чулан. С настоящей дружбой, магией, опасностями и серьёзными детьми, что часто ведут себя как маленькие взрослые. Что, кстати, местами вызывало у меня мысленные противоречия.
Что в ней терапевтичного? Посыл о собственной ценности, об уважении к себе и другим, о заботе и ответственности, о важности среды, в которой ты растёшь. Причём поданный на контрасте между нашей реальностью и Междумирьем, местом загадочным и весьма похожим на плод детского воображения, куда так хочется убежать. А так это или нет, лучше узнавать в самой книге.
Время действия — конец девяностых. Место действия — Петербург и то самое Междумирье. Если кому-то важно, здесь много внимания уделено школе и её устройству. Всё описано достаточно детально и, для меня лично, любопытно. Эта детальность позволяет почувствовать глубину и быстрее свыкнуться с происходящим. Тем более мы проходим тот же путь, что и герой. Складываем впечатления в мозаику вслед за ним.
К слову, о мозаике и впечатлениях. Пока читала ознакомительный фрагмент, несколько раз раздражалась: то от поведения взрослых, то от каких-то кажущихся нестыковок. И в конце концов меня очень порадовало, что едва ли не все эти белые пятна и странности были объяснены нам вместе с героиней прямо в повествовании. Возможно, где-то я слишком долго ждала объяснений или раздражалась от того, как до героя медленно доходит, что надо бы о неком факте узнать, но в результате напряжение почти обязательно снималось автором. И это интересный для меня эффект. Не знаю, заделывал автор дыры в давно придуманной идее или специально вёл читателя таким вот более трудным и порой раздражающим путём постепенного узнавания.
На самом деле, кое-что меня до сих пор смущает в устройстве не книги даже, а взаимоотношений в ней: то, почему героине столько всего надо понимать самой в первый же день её пребывания в новом месте, а ещё причины, по которым её не предупредили, что кое о чём лучше молчать. Не сложилась у меня в самом начале картинка, а зачем героине-то это место, чем оно её привлекло, если и там учиться, и тут учиться. Не хватило момента вовлечения. Ещё долгое время не было понятно, почему девочка так спокойно относится к молитвам и жёсткому распорядку, учась не в какой-нибудь школе с православным уклоном, а в самой обычной.
Написано грамотно, не усложнённо, но местами казались неудачно подобранными отдельные слова или конструкции. К примеру, я так и не поняла, почему вместо километров в начале используются вёрсты. Они сразу создают впечатление, что действие происходит либо в глубинке (а это не так!), либо в другом времени. Ещё с натяжкой объяснила для себя, почему девочка в девяностых называет двоюродного брата «кузеном». Возможно, в силу каких-то семейных традиций. Всё-таки кажется, что для нас это не слишком обыденный вариант. То, что так говорят в Междумирье как раз вопросов не вызывает.
Примерно то же ощущение лёгкого противоречия вызвала и прямая речь, но я не анализировала её подробно, чтобы понять, а правда ли подростки будут так говорить и кажется ли мне, что Ингрид то говорит как девочка своих лет и уровня образования и жизненного опыта, то впадает в «модус» маленького взрослого. Это в принципе совершенно субъективное впечатление.
Отдельно отмечу, что я долго не могла свыкнуться с именами и не поняла, зачем делать одного из учителей таким, хм, выделяющимся, причём не характером, а происхождением. Возможно, задел на будущее.
Сюжет местами казался предсказуемым, но следить за ним было интересно. Особенно с учётом того, кто и как оказался антагонистом. Героиня порадовала и верностью характеру, и узнаваемым подростковым и человечным восприятием мира. Некоторые герои — очевидно не положительные — вызывали в душе резкий эмоциональный отклик, потому что казались одновременно карикатурными и жизненными. Такие и правда ходят с нами по одним и тем же улицам. И неприятно удивляют. Положительные скорее слились в общую массу хороших, особенно третьестепенные, но тут от них и не требовалось быть удивительно яркими, книжка-то не об их становлении.
В целом впечатление положительное, а об основных спорных, на мой взгляд, моментах написала выше. Теперь интересно узнать, что отметили здесь другие читатели. Потому что тут немало моментов, на которые можно обратить внимание и о которых можно поговорить, сместив акцент восприятия, и я выделила далеко не все.
С вами были Екатерина и «Котелок электронных чернил» :)