Отзыв на книгу Ники Милосердовой «Дорога во вчера»

#Лит_Рид

Добрый день!

Отзыв на книгу Ники Милосердовой «Дорога во вчера».

В море young adult очень немногие авторы берутся за middle grade, а, между тем, жанр интересный. Вернее, он довольно изученный, в советское время по большей части его и выбирали детские писатели, только чаще всего без мистики. Но это все-таки не совсем детская литература.

Здесь, в целом, проблемы взрослые. Наверное, будь герой чуть старше, он бы сошел с ума от осознания того, что натворил, а так немного легче переживается, когда еще отчасти в сказочном мире живешь. Хорошо показана еще совершенно детская логика и уровень осмысления, когда катастрофой кажется выговор от завуча или смех в классе. И только в конце приходит переоценка именно взрослая насчет того, что может быть настоящей катастрофой. И герой становится взрослее, умнее, где-то хитрее.

Радует, что благодаря его словам при завуче наконец-то сестренка научилась говорить. Еще такое ощущение, что его мама специально – подсознательно – удерживала дочку в состоянии вот таком беспомощном, чтобы у нее жизнь была служением. Вот все эти кружки, логопеды. При этом при общении такое давление «ну давай, скажи, ну давай, почему ты не говоришь», что явно не способствует размыканию зажима. А там какой-то зажим психологический был явно. И Артур сам в начале довольно пугливый неуверенный в себе мальчик, который находит поддержку в лице вроде как «крутого» друга с «крутой» ухмылкой. Только вот чем это оборачивается…

У истории, конечно, есть мораль четкая: надо уметь отвечать за свои поступки.

В общем-то, здесь прописано прямо по песне Высоцкого «Жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от мелких своих катастроф». Сначала мелкое недо-предательство при завуче, потом эта коробка с петардами. Если смотреть уже с высоты возраста – это ерунда, глупость. И сразу понятно, что тот же Мишка из не очень хорошей семьи, если у него отец зарплату проигрывает в подпольных казино. И психологически он неустойчив, патологически обидчив.

И так получилось, что мелкая катастрофа превратилась в настоящий кошмар. В целом-то, исчезновение Саши – это, возможно, плата за то, что она секрет раскрыла. Может, ее дед думал, что она его спасет в каком-то другом мире, может, хотел передать секрет, чтобы она стала новым хранителем червоточины… Но вспомнила она о двери не в то время.

Рада, что поднята тема токсичных друзей. Часто показано, что вот самые лучшие друзья в школе бывают и в детстве, а на деле-то часто вспоминается, что в детстве связывался явно не с той компанией. И то, как себя Мишка вел должно было бы насторожить взрослого человека, но в данном случае Артур был немного дезориентирован после переезда, а тут нашлись ребята в подъезде его возраста, почему бы не подружиться. Вроде какая-то точка опоры.

Фаталистичный вышел образ школьной медсестры. Кто же будет слепить Червоточину, когда она умрет? Она как вечный хранитель такой. Вот только поражает, что никто не додумался червоточину как-то не в школе оставить. Вернее, школу перенести. Видимо, ее существование доказать не смогли бы все равно.

Понимаю, что это чисто элемент магического реализма, как и бабуля-медсестра эта, которая почти призрак. Может, реально призрак школы? Бессменная медсестра. Но как бы когда целое здание шкодливых неслухов – это опасно, потому что опять-таки, для детей кажется катастрофой, если с другом поссорился, завуч поймала и т.д.

В целом, уничтожать червоточину тоже нет смысла. Хорошо бы изучать. Но это явно что-то не из научной сферы, раз уж упоминались капища. На месте школы был явно особняк с привидениями типичный готический, но после Революции все такие особняки превратили в общественно-полезные объекты. Да, вот такая у нас специфика викторианского готического романа получается. Не дом с привидениями, а «дом культуры с удивленным призраком». Или червоточиной. Наверное, какой-нибудь волхв когда-то открыл, так и не закрыл.

Вообще если там семья под бомбежку попала – это вполне законный повод уйти в параллельный мир, где они живы, никому не больно. А вот из-за ссоры со школьным приятелем из явно неблагополучной семьи – это как раз детская несознательность. Удивительно, что в эпилоге Артура не мучают кошмары от мыслей, а как там сотни тех его родителей, который остались в параллельных мирах без сына? Это ведь страшно представить. То есть какие-то из версий его родителей счастливы, а какие-то навечно несчастны. И сестра, возможно, в тех мирах никогда не научится говорить. Вот такая жуть получается.

С одной стороны, хорошо, что они не успели перейти все трое. А с другой… Может, и надо было всем троим сигануть. Остаться в мире, где они все вместе у родителей и все хорошо. И в любом из миров не общаться больше с Мишкой.

И да, позади остался бы мир, где в городе обсуждают загадочное исчезновение подростков. А так получилось очень жестоко по отношению к родителям Саши. И, к сожалению, не прописано, что герой испытывает хоть какое-то чувство вины, просто упоминается, что они постарели лет на десять. А ведь они могли умереть от такого шока, что их ребенок пропал. Получается, во всем виноват Артур был бы. Он как ученый, который своим изобретением с благими намерениями устроил катастрофу. Либо он со временем все забудет, решит, что сказка из детства, психика сама себя спасет запечатыванием таких воспоминаний. Либо во взрослом возрасте сойдет с ума от чувства вины. Ответа нет. Образ разорванной картины и золотого скотча в конце намекает, что «печаль его светла», он готов себя простить и жить дальше. Но все же.

Думаю, в их городе должны были ранее появиться истории о загадочном исчезновении людей, которые так же по незнанию перезапускали свои дни, чтобы исправить ошибки. Кстати, по поводу города и окружения…

По части эпохи не сразу въехала, какие годы описаны. Там было что-то про приставку и нет нормального компьютера. И телефон-раскладушку. Я решила, что это «верните мне мой 2007» или даже раньше. Потом про смартфоны речь зашла. Наверное, все же это уже после 2015 года, то есть современные подростки. И еще так и не поняла, сколько лет героям. Решила, что где-то двенадцать-тринадцать. Девочки уже не колотят мальчиков, но у мальчиков еще и не растут бороды.

Но сколько же тогда раз перезапускал день Артур, если испугался, что вообще мог стать совершеннолетним за то время? По сути, последствия его поступков катастрофические. А ему, определенно, остается только жить с этим. То чувство, когда хороший конец – это одновременно и плохой конец. И вроде бы все живы, но при этом один из героев фактически умер по вине другого.

Вроде бы короткая повесть, но вызывает много эмоций. Думаю, долго еще вспоминать буду. После прочтения осталось щемяще-грустное чувство.

Вдохновения!