Отзыв на работу Ксении Крутской "Я справлюсь один"

Ссылка на работу https://litmarket.ru/books/ya-spravlyus-odin-1

«Я справлюсь один» – это неофициальный, но рабочий девиз ордена Страхоборцев, во всяком случае его российского отделения. К которому принадлежат многие герои книги. Страхоборцы – это люди, которые когда-то пережили сильный страх, сумели его преодолеть и обрели способность чуять его концентрацию и рассеивать. Они охраняют покой людей там, где проявления страха могут быть наиболее опасны. Ведь страх может и в реке утопить, и заманить в болото. Но поскольку страхоборцы притягивают страх на себя они становятся опасны для окружающих, поэтому им приходится отказываться от старых социальных связей и жить вообще достаточно уединенно.

Но так ли абсолютны и непререкаемы эти законы и правила, по которому живет орден? В этом предстоит разобраться главному герою работы Илье Велесову, для которого нелегкий путь становления и проработки старой и очень сильной травмы, связанной с гибелью друга становится не только путем познания себя, но и дорогой, на которой его ожидает очень много важных и даже судьбоносных встреч.

В селе Варакино, куда он заступает на патрулирование, вместо пострадавшего коллеги происходят какие-то странные вещи. Складывается впечатление, что на страхоборцев кто-то ведет войну, и Илье с этим как-то надо разбираться, чем он и занимается, временами рискуя здоровьем и головой. Не буду раскрывать подробностей, но сюжет не дает заскучать, изобилуя неожиданными поворотами, которые не только понравятся всем любителям головоломок, но и могут дать пищу для размышлений. При том, что работа ни разу не детектив.

В жанрах стоит научное фэнтези, и этот термин к работе подходит лучше всего. Поскольку тут нельзя говорить о твердой фантастике, поскольку в деле все-таки замешана магия и другие категории, которыми современная наука пока не собирается апеллировать. Но при этом, в работе высказана известная, но отнюдь не банальная идея о том, что не стоит записывать в бабкины суеверия все те явления, которым не может дать объяснения современная наука. В конце концов, и убийственное жесткое излучение научились измерять не так давно, хотя в районе залежей урановых руд веками гибли животные и люди. Да и вирусы с бактериями разглядели тоже всего несколько сот лет назад, хотя любой деревенский знахарь, изгоняя болезнь, знал, что в человека что-то входит.

Так, возможно, обстоит дело и со страхом. А также другими категориями, составляющими интригу работы. Ведь не секрет, что те же панические атаки, которыми нередко страдают молодые и здоровые люди, современная медицина толком не может диагностировать. И вообще, если говорить о страхе, то тут можно долго рассуждать, отчего люди так или иначе реагируют на разные события. Причем речь идет не о каких-то действительно стрессовых ситуациях. Вроде войн и природных катаклизмов. То же поведение на реке или на болоте, когда человек. охваченный паникой, может в считанные минуты захлебнуться и погибнуть, тогда как другой спокойно выплывет даже после кораблекрушения. А уж про сценическое волнение, которое сравнивают со страхом смерти, написаны десятки трудов по психологии и педагогике. И ведь что характерно, на сцене очень часто теряются люди в работе ответственные и аккуратные, привыкшие любое дело доводить до совершенства. Похожая ситуация и со страхоборцами.

Главный герой работы Илья – очень ответственный и неравнодушный человек. Его даже в шутку называют герой – штаны с дырой, а сам он себя временами называет дураком, поскольку, живя по принципу. «Я справлюсь один» не всегда может рассчитывать силы. Впрочем, он тут берет пример со старших коллег. При этом, во многом это желание справиться самому проистекает из элементарного страха социального взаимодействия, что тоже очень часто встречается у людей ответственных и, что называется, совестливых. Да что я буду беспокоить людей по пустякам. Я позвоню позже.

Автору замечательно удалось передать эту черту характера главного героя, как. впрочем, и создать образ человека однозначно положительного, хорошего, доброго, ответственного, храброго, но при этом слишком требовательного к себе и, пожалуй, к некоторым окружающим. Из-за этих противоречий в характере, образ героя получается объемным и ярким без модной в современной литературе сероморальности. Автор просто наглядно показывает, что можно создать интересную работу без обаятельных мерзавцев и прочих неотразимых злодеев и антигероев. Хотя не буду опять раскрывать все карты.

Одна из меток работы – романтика, и здесь тоже прекрасно показаны переживания молодых героев, впервые столкнувшихся с чувством. Илья боится навредить избраннице, искусственно ставит себе преграды. Да и его служба вроде бы не предполагает каких-то намеков не только на семейную жизнь, но и просто на отношения. Но может быть, это не непререкаемый закон? Девушка Аня выписана через призму восприятия Ильи. Мы не знаем о ней много, но она выглядит такой, какой ее видит он – хрупкой, ранимой, требующей защиты и очень притягательной.

А еще в работе есть совершенно замечательные бабульки. Причем целая компания, начиная от очаровательной бабы Симы, которая несет в селе свою службу, помогая страхоборцам, присматривает за приехавшим на каникулы внуком и еще ставит почти научные эксперименты. Сцена с «привидениями» – это просто маленький шедевр и явно зарисовка с натуры. Ну что б мы делали без наших замечательных бабушек?

Юлия олицетворяет собой мудрость и заботу и обладает способностью вселить уверенность и наставить на путь истинный даже очень сильно заплутавшего и разуверившегося в себе человека. Еще бы! Она же берет силу у самой матушки Земли, которая плохого точно не посоветует.

Еще есть герои-страхоборцы, наставники и командиры Ильи, которым приходится брать на себя ответственность за подчиненных и принимать решения, не имея толком ни научной базы, ни четких алгоритмов действия. Сплошная полевая практика. Впрочем, учебники по тактике и стратегии создаются на поле боя, а правила техники безопасности пишутся кровью.

Отдельно хочу отметить антураж работы. Большая часть действия происходит в российской глубинке, в райцентрах, селах и просто в лесу. Хочется отметить красочность описаний и живость языка. Лес не просто выступает фоном он в некоторых сценах становится соучастником действия, особенно когда герой просто сидит у костра, наслаждаясь чаем или строит баню. Да и деревня выписана с любовью и знанием предмета, насколько это доступно городскому жителю, каковым изначально является герой. Да и сцены в Питере вызвали устойчивое желание еще раз посетить город на Неве, пройтись вдоль канала Грибоедова, в стороне от привычных туристических маршрутов, выпить кофе на Сенной, заглядывая в знаменитые дворы-колодцы. Особенности городского фэнтези, а к этому жанру работу тоже можно смело отнести, таковы, что все герои, будучи нашими современниками. живут в узнаваемой обстановке.

В общем, рекомендую работу всем любителям городского фэнтези (которое еще иногда называют магическим реализмом) и научной фантастики, поклонникам янг и нью эдальта, а также всем, кто любит хорошую и качественную литературу.