Отзыв на работу Маши Старолесской «Загадка кричащей мумии».
Я уже отмечала в отзывах под главами, что мне понравился способ изложения материала. События как бы поданы от лица двух героев. Сначала мы узнаем версию сэра Генри, которую он излагает загадочному и отчасти обаятельному авантюристу коту Механикусу из Географического общества. Потом на эти же события мы смотрим глазами Дарьи Глумовой, восторженной путешественницы и искательницы приключений.
Для начала поделюсь впечатлениями о личности механического кота. Этот персонаж, обязательный для моба, побывал во всех работах, претерпевая различные трансформации в авторских стимпанковых вспененных. У одного из авторов моба стал даже кошкой. Но тут он представлен как, несомненно, разумное существо. Некий пришелец из иного мира, прикрывающийся личиной кота и перенявший некоторые кошачьи повадки. Хотя валики фонографа, на которые он записывает рассказ сэра Генри выглядят устрашающе, но очень атмосферно. Я сама жалею, что в мою историю это первое звукозаписывающее устройство не попало. Сколько уникальных записей от носителей народной традиции было сделано с его помощью. Не меньше, чем изображений заповедных уголков планеты, созданных с помощью первых фотоаппаратов.
Но в экспедиции египтологов фотографии не в чести. Да и зачем они. Ведь есть же прекрасный рисовальщик, способный запечатлеть уникальные экспонаты и сделать едкие шаржи. А еще есть Дарья Глумова, наследница ситцевого короля, убедившая отца и брата вложить средства в финансирование экспедиции. Хотя отцовские мануфактуры к повествованию отношения вроде бы не имеют, о них автор рассказывает с таким же погружением в детали и любовью, что и о Древнем Египте.
Впрочем, ненужных деталей тут нет. И как стачка ткачей стала одним из сигналов Русской революции, так и рассказ о древнеегипетских верованиях, о которых мы узнаем в одной из первых глав, оказывается ключом к пониманию основной сюжетной интриги. Той самой загадки кричащей мумии, над которой загадочный и зловещий ассистент профессора Хэмптона произвел странный ритуал, приведший к непредсказуемым последствиям.
Вообще, говоря по поводу ритуала, спиритических сеансов и вообще всей этой древнеегипетской тематикой, то она очень характерна как раз для того самого условного времени стимпанка, начиная временами колонизации и строительства Суэцкого канала, заканчивая Второй Мировой. Эпоха стимпанка — не только время стремительного развития науки и техники, подготовившее почву для научно-технической революции 20 века. Но и время повального увлечения различными оккультными учениями и спиритизмом, пришедшее одновременно с ослаблением влияния официальной религии на жизнь и проникновением в Европу культуры Востока.
Индийские факиры, китайские философы, персидские дервиши, которых встречали европейские негоцианты, военные и путешественники в колониях. Как и различные шарлатаны, прикидывающиеся учителями веры стали завсегдатаями великосветских салонов и домов интеллигенции. И эта тема очень хорошо вписалась в работу, позволив логично выйти на ту кульминацию, которую мы видим в конце.
Не могу не отметить персонажей и совершенно соответствующую эпохе подачу развития отношений. Генри и Дарья общаются именно как молодые люди начала двадцатого века, воспитанные в нормах строгой купеческой и викторианской морали. Поэтому даже робкий поцелуй украдкой для них — это уже величайшее событие и сигнал о помолвке. А слово джентльмена — не пустой звук.
Они действительно прекрасны, и застенчивый, но при этом отважный и верный своим принципа Генри, очаровательная волевая и вместе с тем нежная Дарья и, конечно, же пришелец из прошлого Аменхор, чья встреча с греческими наемниками персидского похода, окончилась столь трагично. Интересно, что хотя вроде бы пришедшие на эту землю арабы по языку культуре отличаются от древних египтян, некоторые бытовые привычки и этнические особенности говорят о том, что этот народ не совсем исчез с лица земли.
При этом автор, отдавая дань известным легендам о мумиях, которые обретают силу, выпивая ее из других людей, и тут идет своим путем, в чем-то близком к подходу Люка Бессона в его Адели. И конечно, эту историю стоило дочитать до конца, чтобы увидеть всю ее продуманность, чтобы услышать выстрелы всех ружей, развешанных в начале. Я рекомендую ее все любителям стимпанка, разгадывания тайн и приключений в духе Индианы Джонса и Алана Квотермейна. И конечно благодарю автора за такой интересный и познавательный экскурс в культуру Древнего Египта.