Мария Токарева, “Страж терновой розы”
Тысячу и один год не писала отзывов на книги. Самое время исправляться! Итак, чукча-читатель взялся читать стимпанк-фэнтези.
В сюжете я увидела достаточно архетипичные конструкции. Например, начало романа вызывает прямые ассоциации со сказкой про Спящую красавицу — хотя на фоне последних экранизаций больше Малефисенту, наверное. Архетип колдуньи, изначально доброй, помогающей, сразу погружает читателя во что-то знакомое, сказочное. То есть ты читаешь про ведьму Майорану, о которой раньше не слышал, но при этом есть ощущение “О! Это нам знакомо, я знаю, что так бывает”. Потом мы видим короля и королеву, маленькую принцессу — тоже вполне архетипических, сказочных.
А потом автор у этих персонажей вскрывает подноготную, и типичность с них стекает. Развитие личностей показано очень подробно: иногда мне хотелось бы поменьше узнавать из их мыслей и побольше — из действий. Зато Читатель всегда точно знает, что творится у героя в голове.
Сюжет закручен красиво, даже немного философски. Мне понравился этот вечно актуальный конфликт технологий и природы, и стимпанк-сеттинг здесь — отличные декорации. Причем стимпанк здесь тоже плотно замешан на магии, но не на природной, и это осложняет отношения сторон.
Персонажей в произведении много, так что читатель постоянно смотрит на действие с разных точек зрения. Восприятию это никак не мешает, наоборот, представляет большой новый мир многогранным. Иногда какие-то моменты представляются прям в лоб — я больше люблю, когда меня заставляют подумать, но большинству читателей, я полагаю, так комфортнее.
Немного не совпала с автором по стилю, к сожалению. Язык очень грамотный, литературный, он хорошо подходит для сказки, но мне не хватило какого-то маленького хулиганства, что ли, просторечий у работников фабрики, например, или ругательств у моряков.
В целом это красивая символичная история, к которой читатель точно не окажется равнодушен. Первый том оставил много загадок — сюжет, очевидно, на этом не заканчивается. Так что ждем продолжения!