Отзыв на «Одно лето с собой, пожалуйста» (сборник рассказов)

Привет!
Отзывы пишу редко, давно этого не делала, но раз ввязалась в марафон #лит_рид — надо держать слово.
Надеюсь, никакие слова не покажутся авторам резкими, неуместными или пустыми. Какое бы впечатление ни осталось, знакомство было интересным! 

Отзыв 

«Одно лето с собой, пожалуйста» — сборник о пиратах, приключениях и лете. Смешение жанров и стилей. Оттолкнувшись от реализма, авторская фантазия разгоняется и уносит за собой читателя в невероятные миры к небывалым или слегка знакомым, но рассказанным иначе историям.

Разнообразие жанров не мешает. Рассказы разделены на группы и легко воспринимаются как в рамках своего блока, так и все вместе. Хотя, на мой взгляд, откровенно волшебное окончание первой части и не слишком фантастическое начало второй немного сбивают с толку. С другой стороны, это же создаёт в каждом блоке лёгкую стилистическую волну, по мере увеличения которой меняется и степень невероятности происходящего.

Вдобавок можно посмотреть на одни и те же темы под разными углами, чуть меньше зацикливаясь на стереотипах. Более того, рассказы внутри блоков иногда походят друг на друга деталями или идеями, будто создавая диалог между авторами.

Первая часть — (почти) реализм

Истории о детях и взрослых. Почти во всех пираты служат скорее фоном, на котором нам показывают, как и почему меняются герои, что их волнует и заставляет действовать. Здесь есть место мечтам, фантазии, решительности.

Рассказ «Про пиратов, чудо и немного о психологии» напомнил советскую повесть или фильм о школьниках. Приятный и поучительный. Жаль, что создаваемая в первой сцене иллюзия рассыпается слишком быстро. Неужели пираты не встретили никакого сопротивления и даже не удивились этому?

Тема игр продолжается. «Давай поиграем в пиратов» благодаря детскому развлечению делает из практически старика, которым мне показался герой в начале, того бойкого и уверенного в себе студента, который много лет назад покорил свою Елену Прекрасную. И сама возможность такой перемены радует.

«Маленькое упражнение в смерти» — рассказ о подростках из военно-патриотического лагеря и неожиданной остановке. В нём есть и лето, и приключения, и искорка лихо закрученного поворота сюжета, но я в него не поверила. Единственный рассказ этой части, вызвавший вопросы и не пришедшийся по душе.

«Пиратка Косого острова» поначалу перекликалась для меня с первым рассказом. Потом они разошлись, но задор от совпадения остался. Вдобавок снова отец, дочь и игры в пиратов. Для меня возможность сравнения добавила сборнику глубины, даже если она и нечаянная.
Параллельное повествование стало для меня однозначным плюсом, хотя я не вполне согласна с изменением образа Мариса, но такое уже решение принял автор.

Отдельно зацепила цитата: «Денис улыбнулся. Там – несбывшиеся мечты. Там – большие великие цели. Там – ощущение себя большим героем. Там осталось всё то, что когда-то не отпускало его мысли ни на минуту». Стилистически похожа на кусочек большой повести, хотя истории, кажется, вполне уютно и в рамках рассказа.

«Бог, который живёт в пруду» — складный и приятный рассказ, в котором пиратов совсем чуть-чуть, зато есть очаровательная Япония, трогательная история, волшебная атмосфера магического реализма — и главное, мудрый герой. Спасибо автору, увидеть рассказ в этой подборке было неожиданно, но приятно.

На сладкое — «Идеальный момент». Самые необычные пираты этой части! Замечательная добрая сказка. Пиратский попугай в наличии, а добыча — настоящее сокровище.

Вторая часть — фантастика

Истории про хитрость, путешествия и авантюры. Самые страшные пираты этого блока — неожиданно маленькие и вездесущие. Кто только пустил их в космос?

«Трое и Лука». Брошенное просто так «А я тебя к звёздам зову» оказалось пророческим, хотя до последней трети фантастики здесь и мало.

«Сопротивление бесполезно». О героях, которые не знали, на что идут, но решили поиграть в «Поймай меня, если сможешь». Реалити-шоу оказалось для них слишком реальным.

«Однажды в далекой-далекой галактике...». Название и «Империя» словно бы намекают на «Звёздные войны», между тем «Серенити» напоминает о «Светлячке». Говорят, в тексте ещё есть пасхалка, отсылающая к Гаррисону, но это для знатоков. Зато на поверхности хитрый ход для захвата ценного груза и ценность древних знаний!

«Одиссея». О подростках, приключениях и космических пиратов. Главного героя немного жалко. По счастью, его друг находит не только вход в нестандартные ситуации, но и выход из них, так что у ребят есть все шансы вернуться домой целыми и с ворохом впечатлений.

«Сотни бед — один обед». Я бы сказала, что это рассказ про то, что совы не то, чем кажутся. Представления героев друг о друге меняются не раз.

И наконец — третья часть

Сказания, легенды и фэнтезийные миры. Много волшебства, неожиданных превращений и тяжёлых судеб. Героям есть о чём задуматься, а вместе с ними и читателю. Как мне показалось, стиль в основном с отголоском легенд и пиратских историй в духе «Пиратов Карибского моря».

«Самое ценное сокровище». Рассказ с горьким привкусом классических историй о пиратах и мрачных легенд или сказок. Добротный, стилистически выверенный. И вот ты вроде раньше героя догадываешься о самом ценном, что ему досталось вместе с кладом, но всё равно прочитать, что же такого в этой ценности, чем важна, интересно.

«Гордон — не пират». Ожидала драмы, но герой решил иначе. Неплохо. 

«Тайна Золотого галеона». Дивный синий сон, нагленькая и умненькая героиня и загадочная легенда. Сама легенда не кажется мне очень ценной, а вот городок привлекательный. Интересно, какие ещё истории он может нашептать своим жителям.

Здесь снова невольное пересечение с другими рассказами этой части, где герои попадают в приключения из-за рассказанной кем-то байки.

«Рыбалка». Героев предупреждали, что они лезут туда, куда не надо, — но они всё равно пошли.

«Растут ли ранункулюсы на границе нижнего мира». Любопытный мир и сами пираты. Примечательно происхождение капитана и его решение во второй половине повествования. Рассказ интересный. С самого начала атмосфера душной летней ночи и постоянного дискомфорта. Сначала физического, потом морального.

«Йо-хо-хо и бутылка сумрака». Казалось бы, классическая история про корабль-призрак и его капитана, который внушает всем страх, но детали немного её меняют. У героя знакомое имя, но незнакомый образ.

«Ром-то за что?». Мне не хватило связности повествования. Есть ощущение, что это набор кусочков, важных для авторов, но не до конца подогнанных друг к другу. Возможно, рассказу нужно больше места, чтобы какие-то его части не казались провисшими и место получили все герои.

«Сын Морского Дьявола». Интересная легенда, красивый слог, особенно не то воронка, не то цепочка волн в начале, затягивающие в повествование.
Правда, за этим слогом герой вышел слишком спокойным и мягким, меланхоличным. Его рассказ не вселяет того ужаса, о котором говорят сплетники, пусть герой и поступает иногда по-пиратски немилосердно.

«Цена». Динамичное начало: всё рушится, громыхает, герои превозмогают. Потом передышка, разговор — и всё. Что будет дальше мне, увы, не интересно. И пиратов почти нет.

«Кристальный остров». Красивое, захватывающее дух начало. Порт описан так, что ты смотришь на него глазами главного героя. Поднимаешь глаза к небу — и видишь мачты, паруса, снующих людей. Чуть не роняешь книги... В целом, сопереживаешь ему на всём пути до острова. В середине герой не то чтобы симпатичен, но не вызывает неприязни, его чувства понятны, как и чувства команды. Конец... Наверное, он визуально красив, но меня не тронул, как хотелось бы. Только порадовалась, что герой изменился и обрёл решительность, как выяснилось, что толку-то с этой решительности мало. В ироничный подарок, изменивший внешность героя, верю, а вот в то, что ему удалось ещё — не очень. Она же его испугалась... Да и не ясно, что ему дальше-то со всем этим делать... Вернуться и запереться в башне? На искателя приключений он не тянет.

Итог

Разнообразие историй в сборнике «Одно лето с собой, пожалуйста» увлекает. Да, вкусы у читателей неоднородны, понравиться может не всё, но это по-прежнему хороший способ познакомиться с большим количеством авторов. Для себя знакомство считаю не идеальным, но удачным.

Правда, ни сборник, ни способ не подойдёт ценителям только одного направления в литературе, особенно заядлым реалистам. Концентрация невероятного здесь зашкаливает.

P.S. Поскольку сборник коммерческий, хочется попросить некоторых авторов ещё раз вычитать рассказы, чтобы избавиться от досадных опечаток вроде вот таких: «оказаться на таинственным островке», «глядя, на деда», «Ивообще», «проще : туда».