С самого начала я должна признаться в двух вещах. Первое: я брала эту книгу почитать на марафоне потому, что мне было интересно, что пишет человек, который разбирает чужие книги, так сказать, на профессиональной основе. Ну и обложка, конечно, сыграла свою роль (обложки Максименки — отдельный вид искусства). И второе — в итоге “Зеркала” мне скорее не зашли, хотя было много интересных моментов.
С них и начну.
Роман очень длинный. 32 авторских листа, примерно в два раза больше большинства других произведений такого формата. К счастью, все 1 260 000 знаков написаны прекрасным литературным языком, с неизбитыми оборотами и поэтичной образностью в описаниях. Именно это заставило меня дочитать до конца — я очень придирчива к стилистике, и если книга написана слабым языком, я ее гарантированно брошу (если только это не заказ на корректуру). Если же стиль хорош, я дочитываю, потому что на самом деле не люблю незаконченных книг.
Но от Мари я другого и не ожидала — профильное образование и очень, очень обильная начитанность, плюс регулярные тренировки в виде хотя бы постов в блог, все это делает свое дело.
Еще меня подкупила безграничная любовь автора к своим персонажам. Тут надо еще заметить, что я немало материалов на тему “Зеркал” видела у Мари в аккаунтах, так что заранее знала о них довольно много. В книге характерам уделено очень много внимания, особенно, конечно, Кондору — очевидно, это у нас главная фигура в повествовании, по моим ощущениям даже поважнее главной героини и всех принцев, королей и фэйри.
Мифологическая составляющая тоже проработана крепко. В этой мифологии я сама ориентируюсь слабо (насколько я поняла, это мифология кельтская/англосаксонская, поправьте меня, если промахнулась), в основном по серии Джозефа Дилейни “Ученик ведьмака” (The Spook’s series). Дилейневский ведьмак, правда, выглядит на порядок мрачнее и жестче, а из фэйри мира “Зеркал” меня напугал только Хозяин Зимы, наверное.
Что мне не понравилось, так это развитие сюжета. На такой объем я ожидала романа-эпопеи с сотней персонажей, несколькими арками и вагоном ружей. Действие же развивается неторопливо. Все события, насколько я поняла, занимают около двух недель, и почти каждый день описан в деталях. Характер изложения преимущественно описательный. С одной стороны, я понимаю, что это погружает в мир. С другой — в какой-то момент я устала от постоянных описаний улочек, зеркал, деталей интерьера и архитектуры, пейзажей, внешнего вида всего и вся. Хотелось какой-то смены парадигмы. Единственная динамичная сцена — это встреча с Хозяином Зимы. Если бы я не видела счетчик страниц, я бы решила, что это кульминация и развязка близка, но нет. Это происходит примерно на середине, а дальше все действия направлены только на то, чтобы такого не повторилось.
Некоторые из введенных персонажей так и не выстрелили — это, видимо, произойдет в продолжении. Например, леди Джейна появляется только один раз, и сцена с ней раскрывает деталь биографии Кондора и его семьи, но дальше эта деталь в события не встраивается. Она будет упомянута еще один раз, ближе к концу, тоже как часть биографии.
Примерно таким же образом нам показывают начальника дворцовой стражи, еще одну попаданку, самовлюбленного щеголя-писателя и мать леди Айвеллин. На мой взгляд, если их упомянуть лишь вскользь, одним-двумя предложениями, мало что изменится.
Некоторые детали, которые казались мне важными, тоже пока не сработали, хотя казались ружьями: в эльфийском городе героиня получает лист священного древа, но о нем больше ни слова, ни как о подарке и его значении, ни как об артефакте; заколдованная зажигалка тоже остается просто талисманом; не раскрыто упоминание школы для благородных девиц.
Больше всего меня оттолкнула главная героиня. Ее зовут Мари, и почему-то читателю несколько раз подчеркивают, что у нее есть умная старшая сестра, красивая младшая, а про саму Мари ни того, ни другого не скажешь. И, конечно же, невзрачная девушка, попав в другой мир, становится объектом всеобщего внимания, начиная с мага-влиятельного аристократа-потомка бога-друга принца (все это один и тот же человек, Юлиан дель Эйве, или попросту Кондор) и заканчивая могучим существом с Изнанки, Хозяином Зимы. В лучших традициях романтического янг-эдалта, серая мышь особенная просто потому, что особенная — и все. Вот так от природы повезло, то есть не повезло, и оказалось что Мари волшебница великой силы, а еще — внимание, спойлер! — источник магической силы (привет, Исток-Паветта).
Но раздражает не это, а характер Мари: она плаксива, истерична, хамовата, подчеркнуто слаба и недальновидна. Сочувствовать ей не хочется, только пожалеть иногда и прикусить язык, чтобы не ляпнуть “так-то сама виновата”.
В общем, героиня стала моим главным разочарованием. Я надеялась, что ее в какой-то момент вытянет красота в глазах смотрящего (Кондора), но и романтическая линия тут горит предельно медленно — до конца книги так толком ничего и не происходит между персонажами (что в целом логично, учитывая всего двухнедельный хронометраж). Всего и делов — один неловкий поцелуй в ситуации а-ля спасти спящую красавицу и общая привязанность героини к единственному человеку, который поддерживает и помогает ей в новом мире из личных интересов.
Учитывая, что “Зеркала” позиционируются в том числе как романтическое фэнтези, я ждала от любовной линии большего. В итоге отношения Кондора и Мари вызвали у меня примерно ноль эмоций.
В общем, по итогу оказалась совсем не моя история. Эта книга понравится тем, кто больше любит неторопливый нарратив и постепенное детальное погружение в лор через описания.