Отзыв от Зои Ласкиной «ТЕНЬ И КОСТЬ», «ШЕСТЕРКА ВОРОНОВ»

Сегодня рассказываю про книги Ли Бардуго «Тени и Кость» (трилогия) и «Шестерка воронов» (дилогия) – про все сразу, потому что недавно вышедший сериал снят как раз по ним (хотя по сюжету обе истории разделяет пара лет и герои не встречаются) и в Подксте мы расматриваем как книгу, так и сериал.
Жанр: боевое фэнтези, героическое фэнтези, young adult. Место действия в первой истории – страна Равка с условно русской культурой, во второй – город Кеттердам (по названиям и деталям легко считывается Амстердам). Сразу скажу – перевод отвратительный, поэтому если хотите и можете, лучше читать оригинал.
Начинается все с того, что у главной героини – Алины Старковой – неприметной серой мышки вдруг просыпается магический дар призывать свет. Случается это не абы где, а в Темном Каньоне – полосе тьмы, отделившей страну Равку от богатого побережья. Когда-то давно Каньон был создан могущественным магом Черным Еретиком, замахнувшимся на силу, с которой не справился. Алина – та, кто может уничтожить Каньон, и этим хочет воспользоваться Дарклинг – главный маг Равки, призывающий тьму. Алину забирают во дворец, обучают магии, в общем, она становится Избранной.
Хоть я и не большой знаток young adult, вижу, что шаблонов в истории хватает. Это и любовный многоугольник вокруг Алины: ее друг детства следопыт Мал, загадочный красавец Дарклинг и обаятельный Николай Ланцов, младший принц Равки. Это и забитость героини, что вообще-то раздражает неимоверно: выросшая в бедности, Алина вместо того чтобы радоваться высокому положению и искать интересные возможности, ноет, жалуется и страдает, желая вернуться к прежнему – довольно жалкому, чего уж там – существованию. Всю трилогию вполне можно было бы сократить до двух книг, убрав не только лишние страдания Алины, но и самокопания Мала, который раскрывается только в третьей книге. Понятно, что автор ставила другие цели, но мне, например, гораздо интереснее было бы почитать побольше про магию гришей (так зовутся маги Равки), как у них все устроено, про обстановку в стране и настроения в обществе (бесконечная война, от которой все устали, дворяне, которые слабо представляют жизнь простого народа), про мифологию Равки (нам мельком показывают легендарных созданий – оленя Морозова, морского хлыста, жар-птицу, как здорово было бы узнать подробнее). Имена и названия – отдельная боль, о них и об образе нашей страны в книге мы с @jul_babchinskaja и @author.pushkina поговорили в  выпуске  подкаста. 
Из плюсов трилогии: развитие героини все же идет, она учится принимать свою силу, делает свою слабость оружием, хочет мира для Равки, покоя, права выбора. Лишенный магии Мал обретает собственный голос, осознает свое предназначение, и его слушаются даже гриши. И, конечно, главное украшение книги – принц Николай, достойный отдельного поста. Он совершенно неотразим, особенно его пикировки с Алиной. Он приносит надежду, у него есть дар к невозможному, и это, кроме дара Алины, еще один залог будущей победы.
«Нет ничего плохого в том, чтобы быть ящерицей, только если ты не рождена ястребом» - слова одного из персонажей, которые очень подходят Алине.
Дилогия «Шестерка воронов» выглядит бодрее и логичнее, хотя тоже не без проблем. В частности, около половины каждой книги довольно затянуты, одни и те же события описываются с точки зрения разных персонажей, и зачастую это не играет особой роли. Ну и мне сложно поверить в 17-18-летних героев (уступка жанру, все ясно), королей преступного мира, обводящих вокруг пальца опытных мафиози и нечистых на руку торговцев. Да, здесь речь именно о преступниках – шестерых молодых ребятах, которые в первой книге собираются вместе ради преступления века. Их нанимает богатый купец, чтобы они выкрали из неприступной крепости ученого, разработавшего порошок, который способен увеличивать возможности магов-гришей до почти божественных. Во второй книге они снова вместе, чтобы отомстить кинувшему их нанимателю, защитить любимых и выжить в городе, который ополчился против них. Заодно им следует понять, что же для них наиболее ценно: быть тем, кого никто не станет искать и о ком никто не будет плакать (отсюда пожелание удачи в Шестерке – «Ни траура, ни похорон»), или все же иметь то, что жаль потерять, понять, что каждый из них заслуживает спасения.
Криминальная драма с приключениями удается Бардуго гораздо лучше истории Избранной. Нина и Матиас из «Шестерки» ярче и интереснее Алины и Мала, между ними просто искрит, за них искренне переживаешь. Магии в этой дилогии, кстати, мало, упор сделан на личные умения членов Шестерки и социально-общественные проблемы. И у каждого из героев свои тараканы, и не маленькие, что заставляет следить за их приключениями затаив дыхание.
«Клинок можно наточить. Но в итоге все зависит от качества металла».
Кстати, это еще не все книги, дальше идет «Король шрамов», посвященный Николаю, и это лучшая книга серии. Постараюсь рассказать о ней отдельно. А пока – услышимся в подкасте!

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Вход на сайт
или