Пара слов о новой книге -- герои романа (Андрей Ушаков)

Сегодня историческим героем, которого я представляю читателям, будет Андрей Иванович Ушаков, начальник Тайной канцелярии.

Про Тайную канцелярию я уже писала на страницах своего блога в контакте не раз. А сегодня немного расскажу про её начальника, генерала Ушакова. Человек это был необычный. Происходил из старинного, но изнищавшего рода и был настолько беден, что имел вместе с братьями на пятерых всего одного крепостного, который вырастил осиротевших барчуков после смерти родителей. В юности Андрею Ивановичу приходилось и пахать, и топором махать, и исполнять прочую тяжёлую крестьянскую работу. Когда Пётр Первый издал указ, предписывающий всем неслужилым дворянам явиться в Москву для прохождения службы, девятнадцатилетний Ушаков отправился туда пешком и в лаптях. В столице Ушаков – статью и повадкой настоящий богатырь – был зачислен солдатом в только что созданный Преображенский гвардейский полк.
Так началась его карьера.

Служба шла, Андрей Иванович потихоньку рос в чинах, не хватая звёзд с небес, медленно, но верно. К сорока с небольшим дослужился до майора, но тут в судьбе его произошёл поворот — наследник и старший сын царя, Алексей Петрович, сбежал за границу и для следствия по этому вопиющему делу был создан новый государственный фискально-исполнительный орган — Тайная канцелярия. И вся дальнейшая жизнь безвестного гвардейского майора неразрывно связалась с этим грозным учреждением.

Как известно, восемнадцатый век в России назван эпохой дворцовых переворотов. Штормило у подножия трона всё столетие изрядно. Каждый переворот возносил к вершинам власти одних и низвергал в пропасть других, тех, что ещё вчера казались небожителями. Немногим из властьимущих удавалось сохранить при этом свои посты. Одним из таких людей и оказался Андрей Иванович Ушаков, рьяно трудившийся на ниве политического сыска около тридцати лет. За те годы на престоле сменилось семь правителей, но при всех, кроме Петра Второго, который распустил на время Тайную канцелярию, Ушаков оставался на этом посту — сперва заместителем её первого начальника, Петра Толстого, а после того, как тот угодил в опалу и отправился в ссылку, уже непосредственным начальником и главным столпом.

Такая удивительная “живучесть” в период “дворских бурь” объясняется тем, что Ушаков держался вдали от политических партий и интриг. Он был истинный службист, въедливый, аккуратный, усердный, добросовестно исполнял свою не слишком презентабельную роль и служил не за страх, а за совесть. Служил российскому престолу, а не лицу, на нём сидящему.

В “моём” 1731 году генерал Ушаков уже немолод — ему исполнилось пятьдесят девять лет, однако всё так же грозен: только что Анна Иоанновна восстановила упразднённую в 1726 году Тайную канцелярию, и Ушаков, истосковавшийся за пять лет по своему делу, с новым пылом принимается за наведение порядка. Тем более, что императрица поручает ему некое лично ей важное поручение…

Завершить хочу собственными словами “моего” Ушакова:

“Я, Алексей Григорич, не людоед, что кровушку живую пьёт и ею одной сыт бывает, я цепной пёс возле трона. Мой долг защищать монарха от крамолы и измены. И я зубами рву всех крамольников и изменников. Мне дела нет до того, кто они. И если на троне окажется Елизавета Петровна, я так же буду грызть и рвать тех, кто станет угрожать ей.”

Анна Христолюбова
“Шальная звезда Алёшки Розума”

Ну и как, как обычно, портреты.

Портрет генерала Ушакова кисти неизвестного.
Полагаю, конца тридцатых годов. Так что возрастом на нём Андрей Иванович лет шестидесяти пяти, примерно.

И традиционно "мой" Ушаков в исполнении нейросети.
Не слишком похож, да и моложе, как мне кажется. Но, в целом, меня устроил.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий