Паровые технологии, гениальность и безрассудство

Перед нами маленький сборник рассказов «Заводные квокки» с очаровательной зверушкой на обложке. Заявленный жанр – стимпанк, он же паропанк. Стилизация под вторую половину XIX века: паровые технологии, резкое социальное расслоение и тому подобное.

Восемь авторов, девять рассказов. Места разные: здесь вам и Габен, и Старая Новая Бравия, и даже не такая уж выдуманная Ингрия. Не обошлись истории и без колоритных героев: бесшабашные, чудаковатые, гениальные, расчётливые, коварные, заботливые – разные. Сюжеты то более простые, почти сказочные, то загадочно-запутанные: попробуй разберись, что тут правда, что видение, кому вообще верить.

Сначала несколько слов о рассказах, а под конец о сборнике в целом.

«Вера и безумие» Владимира Торина – история о смелой девушке Полли, которой всего-то нужно шагнуть в пропасть, поверив в инженерный талант мистера Бэббита. Для стороннего читателя это будет рассказ о конкретном полёте, для габенского завсегдатая – ещё один штрих к портрету героини. Произведение мрачное, как погружение в чёрные воды канала Брилли-Моу.

«НЬЮФАГ» Николая Лебедева – история о том, как механик Фёдор за деталями для странной молотилки из одних шестерёнок ездил. Мне здесь не хватило глубины. Не мыслей, а мира, который нам рисует автор: всё как-то по верхам. Возможно, намеренно декоративно. Написано в принципе не без помарок. В частности непонятны использование в названии интернет-сленга и целый посвящённый этому эпиграф, даже не сноска. К чему оно? Это игра или всё-таки какой-то альтернативный, не компьютерный мир? Сама история охватывает едва ли день, в рамках которого нам показывают несколько героев и некоторые особенности социального и технологического устройства места, где они живут, а потом подвешивают крючок с намёком на богатое событиями продолжение. Меня, признаться, не привлекло.

«Трое из одного» Ильи Полякова – знакомый мне рассказ из цикла о дракошках. Безуминка, эксперименты со временем, коты с драконьими крыльями и реверанс в сторону историй Елены Фирстовой о Лианке. Техническая часть кажется мне лично сложной, а событийная забавной. Котики, пусть и занимаются кто физикой, кто лирикой, не забывают и о своих чисто кошачьих повадках, что меня у этого автора неизменно радует.

«Птичка» и «Мистер Мэддокс» Александры Пушкиной – две истории о таких разных проявлениях любви и доверия, а ещё о коварстве и безразличии. С театром, марионетками, бомбистами и автоматонами. Мне показался чуть смазанным финал второй истории, сама подача, но задумки в обоих случаях понравились.

«Анж Ансельм» Ксении Котовой – второй рассказ, который я уже читала ранее. По-прежнему считаю крайне атмосферным и загадочным. Через героев неплохо показан период неопределённости и смены исторических эпох. А ещё с первого прочтения всё довольно чётко представляется: и камни, и дождь, и маяк, и сырое одеяло в чужом доме. Какие-то отголоски поездок на чужие, не идеально обустроенные дачи и в детские лагеря с деревянными корпусами. Брр. Хотя здесь-то история вовсе не о детях, а о молодом человеке, что ищет помощи у гениального учёного и борется с собственными сомнениями.

«Заря эпох» Шавката Мана – интересный рассказ с интригующим началом и атмосферой революционного угара и сумятицы. Тяжёлая подача через размышления главного героя, больше событий указанных, намеченных, чем происходящих в кадре. В целом показалось, что альтернативная история здесь перевесила, затмила собственно стимпанк. Лично мне всё-таки не слишком понравилось, я в повествовании увязла.

«Козырь в рукаве» Василия Зеленкова – эдакая техномагия с пистолетами, картами и мистическим туманом. Автора знаю давно, но рассказ читаю впервые. Динамично, последовательно, целеустремлённые герои и любопытная карточная магия со своими ограничениями. Очень понравилось, как в одном из эпизодов второстепенная героиня, выламывая дверь, отвечает, что она дочь рабочего, а не какой-нибудь там аугмент (что-то вроде киборга, как я поняла).

«Чёрное небо» Ники Белай – заканчивается сборник скорее притчей или сказкой. Прогресс в ней безжалостен: приносит больше вреда, чем пользы. И страдают что природа, что люди. Заметила некоторые шероховатости и нелогичности в реакциях героев, с моей точки зрения, но для себя списала их скорее на общую простоту формы повествования.

Как итог, сборник оставил у меня двоякое, но скорее приятное впечатление. Почти все авторы знакомы, хотя заранее я не узнавала, кто там будет, рассказы на том уровне и в той стилистике, которую от них и ожидала. В отдельных историях небольшие, но поправимые проблемы с орфографией, пунктуацией и, как мне показалось, с логикой, не слишком критичные.

А вот по оформлению есть вопросы. Мне досталась копия, в которой составители один рассказ в оглавление не добавили, у другого эпиграф никак не выделили, у третьего примечание из названия не вырезали – ерунда какая-то. Аннотация тоже, к сожалению, поражает краткостью и не привлекает внимание стороннего читателя. Впрочем, это то, что опять же легко исправить. Надеюсь, после марафона это и будет сделано, если книжка не одноразовая.

А что бы из этих историй почитали вы?

С вами были Екатерина и «Котелок электронных чернил» :)

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий