Перед величием вселенной мельчает дьявол.

Прочел сегодня новый рассказ Анны Константиновой «Зеркало»

https://litmarket.ru/books/zerkalo-2

Сразу скажу, он мне понравился. И вот чем.

Я уже неоднократно задумывался о том, что в эпоху крайнего материализма произведения о дьяволе и писать-то стало очень сложно. И дело здесь не в распространенном по всему миру атеизме, скрытом или явном. Дело в другом. Вроде и люди «напоминают прежних», но… Но мир за последнюю сотню лет так сильно изменился, что фигура дьявола как-то измельчала. Ну согласитесь, в эпоху раннего христианства все было проще. Вот Земля. Она велика, но не беспредельна. Ну еще луна и звезды вокруг нее по ночам блещут. Мы вырастаем и узнаем, что Творец создал все это великолепие вокруг, а дьявол пытается все погубить. Чувствуете примерное равенство масштабов противопоставляемых фигур.

А что мы имеем теперь. Вселенная выросла до непредставимых масштабов: десятки, сотни, а может уже и тысячи миллиардов световых лет. А ученые уже начинают придумывать, что и вселенных к тому же неимоверное количество. Невидимый нами Творец, что вполне естественно, в нашем сознании также оказывается сопоставим со всем этим безграничием. В конце концов, это же он все создал. Следовательно, его величие превосходит масштаб творения.

И тут вдруг, (прислушайтесь к внутренним ощущениям)… дьявол появляется в Москве. Или в Риме. Или в Лондоне. Не важно. Но чувствуете разницу. Где фигура, противостоящая ранее Богу. И где теперь Москва. Один адрес полконверта займет. Вселенная номер б\н, галактическая нить Персея-Пегаса, комплекс сверхскоплений Рыб-Кита, Ланиакея, сверхскопление Девы, местная группа галактик, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, планетная система звезды Солнце, планета Земля, страна Россия, город Москва. Это куда как посильнее, чем написать, что Байден прибыл на Колыму в деревню Гадюкино на два дома.

Собственно, уже Гете похоже осознавал нарастающую в процессе развития науки проблему и в отличие от книги Иова приставил к Фаусту не самого сатану, а мелкого («из всех духов отрицания») демона Мефистофеля. Но собачка-то (вселенная) за пару столетий еще подросла. И что теперь со всем этим писателю делать? Как вообще писать на эту, теперь уже очень скользкую тему? 

Но Анне Константиновой удался, на мой взгляд, хороший ход. Не приуменьшать еще сильнее Мефистофеля. А приуменьшить самого героя рассказа. Взять настолько «маленького человека», что и не понятно, а есть ли у него вообще душа? При этом пропадает необходимость указывать, что речь идет о троюродном брате Мефистофеля с нашей захолустной окраины вселенной. Это априори становится очевидным.

И "маленький человек" показан вполне себе в гоголевском духе. 

Но, если человек действительно настолько мелок, что же теперь остается дьяволу? В чем его профит? Об этом вы сможете прочесть в ее рассказе.

Мне честно понравилось.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий