Писательство — это не только про самовыражение

Да-да, иногда у писательства есть и другие цели. Порой они появляются прямо по ходу дела и тесно связаны с жизнью самого автора.
Например, одна из задач Анны Ореховой, о детективе которой мы рассказали в выпуске 87, показать, как именно на людей влияет реклама, и объяснить, что не каждое рекламное объявление — зло. Откуда она взялась? Все просто — Анна вместе с мужем занимается маркетингом.
А вот почему главная героиня «Барселоны под звуки смерти» потеряла слух и каково это — создавать столь сложного персонажа, узнали у Анны Ореховой в большом интервью.
Анна, почему именно «туристический» детектив?
Я обожаю путешествовать и люблю делиться впечатлениям. Детективы я тоже очень люблю, мои первые три романа написаны в жанре фантастический детектив. На самом деле, в этих романах тоже описаны путешествия, только по вымышленным планетам, которые я придумывала, отталкиваясь от реальных стран.
И вот однажды в Таиланде, прогуливаясь по пляжу, я вдруг подумала: «А почему бы не отправить героев в путешествие по нашей планете?» Так появилась идея написать туристический детектив. Со временем получилась целая серия.
В книге невероятно ярко описана Барселона. Это ваши впечатления из личного опыта?
Да. Впервые я побывала в Барселоне в 2013-м году, а роман «Барселона под звуки смерти» писала в 2019-м. Конечно, впечатления уже немного угасли, именно поэтому, закончив 2-й черновик романа, я снова отправилась в Барселону и прошла все маршруты, которые придумала для своих героев. Благодаря той поездке в книге появились и новые сцены. Например, прогулка Ники по улице Ла Рамбла и сцена на рынке, одна из моих любимых.
Ника – девушка, которая потеряла слух, но отчаянно пытается вернуться к нормальной жизни, преодолеть свои комплексы. Довольно необычно видеть такого персонажа в главной роли в детективе. Как вы создали эту героиню?
В каждом персонаже есть частичка меня, и Ника не исключение. Внешне мы не похожи, разве что ростом, но вот в моральных ценностях очень близки.
Мне всегда хотелось создать особенную героиню, я не знаю точно, почему выбор пал именно на глухую девушку, тут всё сложилось. Творчество — материя тонкая, никогда не угадаешь, что на него повлияет. У мамы после болезни появился шум в ушах, он иногда пропадает, иногда возвращается. Свекр попал в аварию, и из-за удара подушки его слух очень сильно ухудшился. Кроме того, я случайно наткнулась в интернете на статью, в которой парень описывал свои впечатления после установки кохлеарного импланта. Думаю, каждое из этих событий внесло свою лепту. В результате появилась идея создать героиню, утратившую слух. Дальше началось то, что я называю работой журналиста. Я искала людей, утративших слух внезапно, как Ника и просила со мной пообщаться. На самом деле большая разница: терять слух постепенно или заболеть менингитом и через три дня оглохнуть. Это страшно и работать над романом было тяжело, но оно того стоило. Именно благодаря моим долгим беседам с «особенными» ребятами Ника получилась такой объемной.
Само преступление будто матрёшка, прячет одно злодеяние внутри другого. Сложно было придумать такое? Не запутаться и свести все концы с концами?
Это даже не самое мое запутанное преступление! В «Эффекте Врат» или «Стамбул. Подслушанное убийство» закручено ещё больше. Конечно, сложно всё это продумать. На полгода выпадаешь из жизни, все мысли о том, как кого-нибудь прикончить, как скрыть улики, а потом всё это расследовать. Мозг закипает! Но мне очень нравится, я обожаю свою работу.
М-маркетинг. Очень много тонкостей этой профессии раскрыто в вашей книге. Похоже, что вне писательской жизни вы связаны как раз с маркетингом, так?
Да. У нас с мужем небольшое агентство интернет-маркетинга. Делаем сайты, ведем рекламу, пишем продающие тексты и так далее. Именно поэтому я сделала Нику маркетологом, моя задача — показать, как на нас влияет реклама и объяснить, что не вся реклама — зло. Это необходимый инструмент для развития бизнеса, просто многие им злоупотребляют. Читатели часто пишут мне, что после моих книг стали по-другому относиться к скидкам, ограничениям по времени и другим уловкам. Кстати, в следующих книгах я хочу больше внимания уделять не только рекламе, но и бизнесу.
А как вы стали писателем? С чего же все началось?
Я всегда много читала и всегда хотела писать, но эта мечта казалась далекой, нереализуемой. Казалось, что мой мир и мир писателей — это параллельные вселенные. Могу наблюдать издалека, но попасть туда нереально.
Мы с мужем развивали бизнес, работали днями и ночами, в самом начале предпринимательского пути иначе не бывает — много работаешь, мало спишь, практически ничего не зарабатываешь. Но со временем учишься делегировать задачи, оптимизировать работу и наконец появляется свободное время. Я к этому пришла в 2015-м году. И вот тогда я задумалась, на что хочу направить освободившийся ресурс. Можно было развивать агентство или открыть новый бизнес. А можно было реализовать давнюю мечту. Я выбрала последнее и наконец попала в Мир писателей.
Расскажите немного о своем творчестве. Сколько книг уже написано? Какие?
Трилогия «Межпланетный детектив» — это фантастические детективы, действие которых происходит в наши дни, но немного в другой реальности. На Земле появились Врата и теперь можно путешествовать с планеты на планету. Чем, собственно, и занимаются главные герои — Алиса и Расэк — ну, и заодно решают детективные головоломки. В трилогию входят романы: «Первый межпланетный детектив», «Эффект Врат» и «Осторожно, Врата закрываются». «Эффект Врат» в 2019-м году прошел в финал национальной премии «Русские рифмы, русское слово».
Четвертый и пятый мои романы входят в серию «Туристический детектив» или «Детектив на слух. Остросюжетные романы Анны Ореховой» — так назвали серию в издательстве «Эксмо». Это истории о Нике, маркетологе из Краснодара, которая в результате аварии утратила слух. Действие каждого романа разворачивается в новой стране: Испания (Барселона. Звуки смерти), Турция (Стамбул. Подслушанное убийство). Пока не знаю, сколько книг будет в серии, но планирую покатать Нику по миру. В каждой книге свое детективное расследование, но есть и общая линия — поиск преступника, из-за которого Ника потеряла слух.«Барселона под звуки смерти» — номинант премии «Русский детектив» 2020. «Стамбул. Подслушанное убийство» прошел в финал «Русского детектива» 2022. Скрестим пальцы и пожелаем ему победы!
Над чем сейчас ведётся работа?
Сейчас я работаю над третьим туристическим детективом — «Россия. Глухое правосудие». Действие романа происходит в самый разгар пандемии, поэтому герои остаются дома. Но тем не менее их ждут и путешествия, и расследование, и бизнес. В этой истории читатели узнают, кто виновен аварии, в результате которой Ника потеряла слух.
Никогда не думали попробовать себя в других жанрах?
Пока в моей копилке только детективы, но я планирую попробовать и новые жанры. Есть замысел антиутопии и приключенческого романа.
Где же обитают ваши книги и в каких форматах доступны?
Все мои книги можно найти в электронном виде на ЛитРес, там же размещены книги в аудиоформате в озвучке потрясающих декламаторов Ирины Чураченко и Марины Лисовец. «Детективы на слух» от издательства «Эксмо» можно найти в книжных магазинах, но дешевле заказывать через интернет в магазинах book24 или «Лабиринт».
Анна, для вас писательство не ограничивается только книгами, ведь так?
Я стараюсь развивать писательское сообщество, хочу, чтобы хороших авторов было больше. Поэтому часто выступаю с лекциями для писателей. Проводила занятия в писательской академии «Эксмо», литшколе «BAND», на проектах «Курсы писательского мастерства» и «ЛитРес.Самиздат», вела занятие для начинающих авторов в рамках конкурса «Алые паруса» от «Комсомольской правды».
Сейчас готовлю курс для писательской академии Антона Чижа.
У меня есть собственная школа для писателей orehova.school. Там выложены бесплатные лекции и вебинары для писателей, так же я разработала авторский курс «Стань писателем. 17 последовательных шагов к первому черновику твоего романа». Курс можно приобрести на сайте школы.
Два года назад мы вместе коллегами-писателями создали творческий квартет «Пиши от души» https://vk.com/pishi.otdushi
Записываем полезные подкасты для писателей (уже почти 50 штук!), пишем статьи, проводим вебинары, помогаем искать бета-ридеров.
Я верю, что писательству нужно учиться! Зная правила, можно их нарушать, и тогда на свет появляется что-то действительно ценное, способное повлиять на жизнь читателей.
Анна, спасибо за столь увлекательную беседу. Думаю, в этом интервью каждый найдёт что-то своё: читатели – шикарные книги, а писатели – приятные «полезности».
С писателем беседовала Валерия Шаталова.