Плоская шутка в 4D
отзыв на книгу «Вечная жизнь смерти». Автор Лю Цысинь.
Заключительная часть трилогии «Память о прошлом Земли», продолжение романов «Задача трёх тел» и «Темный лес»
Был такой венгерский мультик «Да здравствует Сервац!». В одной из серий бравый охотник добыл шкуру, прокатившись на слоне по тигру. Тигр только хрюкнуть успел: «Какая плоская шутка!» И все – превратился в коврик! С тех пор даже Пратчет не изменил мое видение по-настоящему плоского мира. Поэтому меня так впечатлил Лю Цысинь. раскатав Вселенную в тонкий блин. Причем из минимум четырехмерного состояния (и без учета времени, как одного измерения). Ну, или попытаться показать это читателю, как вариант пути вечного круговорота Жизни и Смерти. Масштабно, не правда ли? Так что в третьей книге я наслаждался эпическими сценами, растянутыми на миллионы лет. Но не только размахом сильна книга.
Задача трех тел не могла быть решена в двух томах, поэтому Лю написал третий. Вот, казалось бы, земляне победили в «Темном лесу». Ан нет! Победил только один человек. А что может один, «пусть даже если очень важный»? И вот эту идею – о роли личности в истории – Лю «провел красной нитью» по всей третьей книге. Противостояние личностей, противостояние мировоззрений, противостояние цивилизаций при личном контакте их представителей – читать было увлекательно. Хотя, конечно, главный герой - Чэн Синь – далека от харизматичности Ло Цзи, ставящего ультиматум в «Темном лесу». Да и антагонист выглядит куда ярче – он буквально горит за идею. Остальные персонажи прописаны скупо, хотя есть интересные моменты. Особенно в любовной линии – роман, как-никак.
Начало меня несколько удивило. Я не мог понять зачем приплетать четвертое измерение к гибели Византии? Но потом я понял для себя главный посыл: цивилизация Византии не обладала знаниями и технологиями, чтобы воспользоваться подарком судьбы. И проиграла. А человечество будущего… И вот у Лю появляется вопрос, какую цивилизацию считать человеческой? Поставленные на грань выживания люди и инопланетяне в третьей книге совершают чудовищные злодеяния. Или не совершают. Автор постоянно спрашивает: «Это действительно можно оправдать?» Причем вопрос этот и о злодеянии, и о неделании: у каждого действия две стороны и последствия. В любом случае автор убеждает, что без полета к звездам человечество обречено на гибель. Правда и тут предлагает мрачную альтернативу. Заодно и задача трех тел решается ярко и окончательно, но по методу Александра Македонского.
Событий в книге множество: от неторопливой чайной церемонии до вселенских катаклизмов. Автор умудрился даже засунуть три сказки, введя одновременно загадку для читателей: «Сказка ложь, да в ней намек» на спасение человечества. И в каждом событии Лю старается изо всех сил для полного погружения читателя. Я любовался космическим лифтом и поселениями у Юпитера, битвами за продовольствие и полетом в четвертом измерении. Но чем ближе к концу, тем нереальнее становилась вселенная трилогии. Лю так спешил нагромоздить фандопы, что я мне приходилось домысливать множество моментов. А в некоторые вещи я вообще не поверил. Например, есть у него процесс, распространяющийся со скоростью десятки тыщ километров в секунду. Но за миллионы лет он не смог преодолеть всего несколько сот световых лет!
Книга читается легко, и заложенные в нее философские вопросы воспринимаются без зевков и почесывания пятки. Кстати, философский подтекст названия, Лю расшифровывает так:
«Смерть - это единственный маяк, который горит всегда. Неважно, куда ты плывешь, в конце концов повернешь к нему. Все в мире проходит, и лишь Смерть живёт вечно».
Читать однозначно стоит. И любителям твердой НФ, и поклонникам интересных сюжетных линий.