По дорогам Чехии: куклы

Куклы.

От них я была далека всегда, не понимала, не разделяла, играла с мальчишками. Выросла, ничего в общем-то не поменялось.

Почти, ибо на глаза попалась статья.

Уже даже не вспомню и не скажу, что конкретно там было, но да, про куклы, старинные. И в голове у меня, пока я пробегала глазами по тексту от скуки, что-то тогда щёлкнуло, переклинило, и картинка перед глазам всплыла...

…Светловолосая девушка и пожилой франт с тростью и картонной коробкой в руках. Она его не знает, а вот он знает и подарок ей делает.
Дарит коробку, в белоснежной пене ткани которой лежит старинная кукла и смотрит на удивленную девушку и синее небо широко распахнутыми зелёными глазами.
…тайна в её глазах…
Ни больше, ни меньше, но говорить наша кукла не умеет, поэтому девушке узнавать все тайны придется самой…

Да, идея к «Серебру» родилась именно так.

И на тот момент, помимо того, что куклы у нас есть старые, фарфоровые, века этак девятнадцатого, я ничего не знала. Где-то на задворках памяти, правда, ещё мелькали мутные воспоминания про раскопки, курганы, бронзовый век и что-то про Древнюю Грецию с глиной и городом Сардис, где делали кукол.

В общем, ничего я не знала про куклы и их историю, поэтому пришлось проводить ликбез и расширять кругозор.

И первый, не относящийся к книге и ее событиям, момент, который мне, однако, хочется упомянуть – это находка самой древней, на сегодняшний день, куклы.

Знаете, где это было?

Чехия!

Захоронение «Броно-2», фигурка из слоновой кости с двигающимися частями тела. Возраст этой находки примерно 30-35 тысячам лет. И жаль, что неизвестно была ли эта игрушка ребёнка или же куклу использовали для каких-то обрядов и ритуалов.

Как в Древнем Египте, например.

Там куклы были для церемоний и шествий, религиозных обрядов и, конечно, игры. Впрочем, куклы встречались всегда и везде. Месопотамия, Греция, Рим… после пришло тёмное Средневековье, где куклы были одинаково мрачны: смиренное лицо, бесформенное тело, закутанное в длинные одежды, слегка обозначенные ноги.

Новая веха кукольной истории началась на рубеже XIII – XIV века, когда сформировались европейские центры производства и продажи кукол в городах Англии, Германии и Франции. Изготавливали тех кукол из дерева, алебастра, воска и терракоты.

И на восковых куклах я остановлюсь.

Найти точную дату их появления я не смогла. Но известно, что истоки восходят к эпохе Средневековья и итальянским мастерам, что отливали восковые фигуры святых. А вот непосредственно куклы появились приблизительно в конце XVI – начале XVII столетия. Впрочем, как правило, из воска у них были сделаны только голова, плечи, нижние части рук и ног, что крепились к туловищу (тряпичной или лайковому) металлическими петельками. Воск же брали пчелиный, обесцвеченный или цветной, что содержал различные добавки (скипидар, жир, ароматические масла и др.) для усиления прочности. И, конечно, у каждого мастера-кукольника были свои секретные рецепты воска.

Приблизительно вот так, как мне кажется, могли выглядеть «собранные» куклы.Приблизительно вот так, как мне кажется, могли выглядеть «собранные» куклы.

Делали кукол и в Нюрнберге, что уже тогда снискал славу столицы «игрушек» и что до сих пор считается самым старинным «игрушечным» городом. Именно в Нюрнберге ещё в XIV веке делали первых кукол из глины, с XVI века производили деревянные игрушки, а в XVIII столетии здесь появились первые оловянные солдатики. Немцы делали кукол из воска: создавалась гипсовая форма, в которую выливалась расплавленная восковая смесь. Глаза для таких кукол выдувались вручную из стекла.
А вот в Париже делали восковые куклы иногда даже в человеческий рост. И нет, там это были не игрушки. Франция, закрепившая за собой еще в XIV звание законодательницы мод, рассылала во все концы просвещённой Европы куклы, одетые в модные платья, и использовали их для демонстрации нарядов и последних тенденций. Позволить себе такое удовольствие могли только самые богатые аристократы и члены королевских семей.
Назывались такие куклы Пандорами.
И одно из упоминаний о Пандоре относится еще к 1515 году, в письме, написанным Изабелле д'Эсте ее сыном Федерико Гонзага от имени короля Франции Франциска I:

Прославленная и величественная Леди, моя досточтимая Мать, монсеньор де Моретта сказал мне, что король желает, чтобы Миледи отправила ему куклу, одетую по моде, устраивающей Вас: рубашки, рукава, нижнее белье, верхняя одежда, головные уборы и прически, какие Вы носите. Его Величеству понравится, если Вы пришлете несколько головных уборов в разных стилях, так как он намерен некоторые из них производить для женщин Франции. Поэтому, будьте добры, отправить все это так скоро, как только сможете.

 

Были куклы и у всем известной Екатерины Медичи (1519 – 1589 гг.). Королевская опись имущества свидетельствует, что наряду с шахматами, религиозными предметами и другими памятными вещами, она в своем личном кабинете хранила четырнадцать кукол, одетых в траур и «как дамы».
Впрочем, «модных кукол» иногда преподносили и маленьким девочкам в качестве подарка. В пользу этой версии свидетельствует портрет леди Арабеллы Стюарт (1575–1615), где двухлетняя девочка держит куклу одетую по моде прошлого десятилетия.
Арабелла была внучатой племянницей Елизаветы I, и некоторое время, до 1592 года, рассматривалась как одна из самых приемлемых кандидатур в наследницы бездетной королевы.
Хотя по поводу куклы существует ещё одно мнение: кукла, которую Арабелла сжимает в руках, выступает в роли символа и неспроста напоминает Королеву-деву - портрет заказан бабушкой Арабеллы, Маргаритой Дуглас, амбициозной дамой, которая пыталась с помощью дипломатии и интриг осуществить претензии на трон для своих потомков.

Портрет леди Арабеллы Стюарт (1575–1615)

И ещё немного кукол шестнадцатого века.

Механическая кукла испанского происхождения, которая сейчас находится в Венском Художественно-историческом музее. Она сделана во второй половине XVI века и... обладает внутренним механизмом, который позволяет ей играть на крошечной лютне и двигаться в такт музыке.
Вы такое представляете?!
Честно говоря, я - нет!
Автоматон XVI века... даже звучит поразительно.

А вот в Стокгольмской королевской оружейной палате (Ливрусткаммарен) находится кукла, датированная приблизительно 1585–90 годами.

Вместо окрашенной древесины её голова сделана из вышитой ткани и человеческих волос, а тело состоит из проволочного каркаса, предназначенного для поддержки одежды. Кукла одета по последней моде конца шестнадцатого века - бархатное и шелковое платье, отделанное кружевом и жемчужинами, с муфтой и украшениями для волос. Несмотря на небольшой размер (высота всего пятнадцать сантиметров), эта изящная дама носит такие тщательные копии современных ей одежд, что она вполне могла быть «модной» куклой.

Ваша Регина Рауэр.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий