По дорогам Чехии: куклы
Куклы.
От них я была далека всегда, не понимала, не разделяла, играла с мальчишками. Выросла, ничего в общем-то не поменялось.
Почти, ибо на глаза попалась статья.
Уже даже не вспомню и не скажу, что конкретно там было, но да, про куклы, старинные. И в голове у меня, пока я пробегала глазами по тексту от скуки, что-то тогда щёлкнуло, переклинило, и картинка перед глазам всплыла...
…Светловолосая девушка и пожилой франт с тростью и картонной коробкой в руках. Она его не знает, а вот он знает и подарок ей делает.
Дарит коробку, в белоснежной пене ткани которой лежит старинная кукла и смотрит на удивленную девушку и синее небо широко распахнутыми зелёными глазами.
…тайна в её глазах…
Ни больше, ни меньше, но говорить наша кукла не умеет, поэтому девушке узнавать все тайны придется самой…
Да, идея к «Серебру» родилась именно так.
И на тот момент, помимо того, что куклы у нас есть старые, фарфоровые, века этак девятнадцатого, я ничего не знала. Где-то на задворках памяти, правда, ещё мелькали мутные воспоминания про раскопки, курганы, бронзовый век и что-то про Древнюю Грецию с глиной и городом Сардис, где делали кукол.
В общем, ничего я не знала про куклы и их историю, поэтому пришлось проводить ликбез и расширять кругозор.
И первый, не относящийся к книге и ее событиям, момент, который мне, однако, хочется упомянуть – это находка самой древней, на сегодняшний день, куклы.
Знаете, где это было?
Чехия!
Захоронение «Броно-2», фигурка из слоновой кости с двигающимися частями тела. Возраст этой находки примерно 30-35 тысячам лет. И жаль, что неизвестно была ли эта игрушка ребёнка или же куклу использовали для каких-то обрядов и ритуалов.
Как в Древнем Египте, например.
Там куклы были для церемоний и шествий, религиозных обрядов и, конечно, игры. Впрочем, куклы встречались всегда и везде. Месопотамия, Греция, Рим… после пришло тёмное Средневековье, где куклы были одинаково мрачны: смиренное лицо, бесформенное тело, закутанное в длинные одежды, слегка обозначенные ноги.
Новая веха кукольной истории началась на рубеже XIII – XIV века, когда сформировались европейские центры производства и продажи кукол в городах Англии, Германии и Франции. Изготавливали тех кукол из дерева, алебастра, воска и терракоты.
И на восковых куклах я остановлюсь.
Найти точную дату их появления я не смогла. Но известно, что истоки восходят к эпохе Средневековья и итальянским мастерам, что отливали восковые фигуры святых. А вот непосредственно куклы появились приблизительно в конце XVI – начале XVII столетия. Впрочем, как правило, из воска у них были сделаны только голова, плечи, нижние части рук и ног, что крепились к туловищу (тряпичной или лайковому) металлическими петельками. Воск же брали пчелиный, обесцвеченный или цветной, что содержал различные добавки (скипидар, жир, ароматические масла и др.) для усиления прочности. И, конечно, у каждого мастера-кукольника были свои секретные рецепты воска.
Приблизительно вот так, как мне кажется, могли выглядеть «собранные» куклы.
Делали кукол и в Нюрнберге, что уже тогда снискал славу столицы «игрушек» и что до сих пор считается самым старинным «игрушечным» городом. Именно в Нюрнберге ещё в XIV веке делали первых кукол из глины, с XVI века производили деревянные игрушки, а в XVIII столетии здесь появились первые оловянные солдатики. Немцы делали кукол из воска: создавалась гипсовая форма, в которую выливалась расплавленная восковая смесь. Глаза для таких кукол выдувались вручную из стекла.
А вот в Париже делали восковые куклы иногда даже в человеческий рост. И нет, там это были не игрушки. Франция, закрепившая за собой еще в XIV звание законодательницы мод, рассылала во все концы просвещённой Европы куклы, одетые в модные платья, и использовали их для демонстрации нарядов и последних тенденций. Позволить себе такое удовольствие могли только самые богатые аристократы и члены королевских семей.
Назывались такие куклы Пандорами.
И одно из упоминаний о Пандоре относится еще к 1515 году, в письме, написанным Изабелле д'Эсте ее сыном Федерико Гонзага от имени короля Франции Франциска I:
Прославленная и величественная Леди, моя досточтимая Мать, монсеньор де Моретта сказал мне, что король желает, чтобы Миледи отправила ему куклу, одетую по моде, устраивающей Вас: рубашки, рукава, нижнее белье, верхняя одежда, головные уборы и прически, какие Вы носите. Его Величеству понравится, если Вы пришлете несколько головных уборов в разных стилях, так как он намерен некоторые из них производить для женщин Франции. Поэтому, будьте добры, отправить все это так скоро, как только сможете.
Были куклы и у всем известной Екатерины Медичи (1519 – 1589 гг.). Королевская опись имущества свидетельствует, что наряду с шахматами, религиозными предметами и другими памятными вещами, она в своем личном кабинете хранила четырнадцать кукол, одетых в траур и «как дамы».
Впрочем, «модных кукол» иногда преподносили и маленьким девочкам в качестве подарка. В пользу этой версии свидетельствует портрет леди Арабеллы Стюарт (1575–1615), где двухлетняя девочка держит куклу одетую по моде прошлого десятилетия.
Арабелла была внучатой племянницей Елизаветы I, и некоторое время, до 1592 года, рассматривалась как одна из самых приемлемых кандидатур в наследницы бездетной королевы.
Хотя по поводу куклы существует ещё одно мнение: кукла, которую Арабелла сжимает в руках, выступает в роли символа и неспроста напоминает Королеву-деву - портрет заказан бабушкой Арабеллы, Маргаритой Дуглас, амбициозной дамой, которая пыталась с помощью дипломатии и интриг осуществить претензии на трон для своих потомков.
Портрет леди Арабеллы Стюарт (1575–1615)
И ещё немного кукол шестнадцатого века.
Механическая кукла испанского происхождения, которая сейчас находится в Венском Художественно-историческом музее. Она сделана во второй половине XVI века и... обладает внутренним механизмом, который позволяет ей играть на крошечной лютне и двигаться в такт музыке.
Вы такое представляете?!
Честно говоря, я - нет!
Автоматон XVI века... даже звучит поразительно.
А вот в Стокгольмской королевской оружейной палате (Ливрусткаммарен) находится кукла, датированная приблизительно 1585–90 годами.
Вместо окрашенной древесины её голова сделана из вышитой ткани и человеческих волос, а тело состоит из проволочного каркаса, предназначенного для поддержки одежды. Кукла одета по последней моде конца шестнадцатого века - бархатное и шелковое платье, отделанное кружевом и жемчужинами, с муфтой и украшениями для волос. Несмотря на небольшой размер (высота всего пятнадцать сантиметров), эта изящная дама носит такие тщательные копии современных ей одежд, что она вполне могла быть «модной» куклой.