Почему в России нет супергероев?
Супермен появился на свет 1 июня 1938 года. Персонаж мгновенно занял одно из лидирующих мест среди американских комиксов, а его костюм с плащом и эмблемой в виде треугольного щита с буквой «S» стали узнавать дети многих стран мира. Ведущий редактор редакции Mainstream издательства «АСТ» Вячеслав Бакулин рассказал о востребованности героя сегодня и сравнении его с российскими комиксами.
Супермен, придуманный писателем Джерри Сигелом и художником Джо Шустером, появился в комиксах, которые выпускала компания DC Comics. В последнее время интерес к персонажу неоднократно подогревался выпуском фильмов, где житель планеты Криптон боролся со Злом в одиночку, или в компании с другими персонажами, завоевав популярность во всем мире, в том числе и России.
— Вячеслав, сегодня отмечает свой день рождения один из старейших героев комиксов — Супермэн. Как вы считаете, насколько он популярен сейчас? Или же его затмили новые герои?
— Ну, старичок еще вполне бодрячок, если судить по недавнему фильму «Бэтмен против Супермена». Но — да, мне кажется, время его безвозвратно уходит. Его, и таких, как он, Капитан Америка и прочих lawful good мужчин в трико, обладающих гибкостью фонарного столба и умеющих только драть задницу плохишам.
А кто на коне — так поглядите на афиши кинотеатров: Логан, Железный Человек, Звездный Лорд, Дэдпул, Харли Квин, Доктор Стрэндж… Сплошь нейтралы или даже антигерои, в которых, как и в обычных людях, круто всего понамешано. Которые неоднозначны. И енот! Разумеется, енот!
— Супермэн и прочие герои не раз оказывались на грани жизни и смерти, и затем воскресали на потеху публике. Как вы относитесь к бесконечному возрождению?
—Не только на грани, но и за гранью. Кто только из супергероев не умирал. Что до моего мнения, то я бы предпочел окончательную смерть конкретно взятого персонажа. Решили убить — убейте. И уж, дойдя до этой точки, не воскрешайте. Но до момента смерти столько всего еще наворотить можно… С другой стороны, всегда стоить помнить о том, как некая старая леди, вооруженная зонтиком, напала на сэра Артура Конана Дойла, после чего он, по слухам, и достал мистера Холмса со дна Рейхенбахского водопада.
— Если говорить о популярности персонажей, то кто из героев комикса считается особенно любимым?
— На этот вопрос могу ответить абсолютно точно. В прошлом году мы были на ежегодной партнерской конференции «Уолт Дисней Компани СНГ». И там я услышал совершенно поразившую меня фразу: самый узнаваемый в мире — на всей планете Земля — образ Человека-Паука. Его узнают более 90% населения нашего голубого шарика, представляете? У Христа, скажем, «рейтинг» куда ниже. Заметим, я сейчас это говорю без какой-либо оценочной категории. Просто голый факт.
— Как создать отечественного персонажа, чтобы он стал востребован и популярен? Можно ли просчитать его успех?
— Создать надо не персонажа. Создать надо мир. Окружение. Фан-базу. Создать инфоповод. Создать интерес к теме, герою, к проблеме даже, выразителем которой будет персонаж. Опять же, говоря о России: популярных персонажей и даже миров у нас предостаточно — от Ильи Муромца до Волкодава, от Алисы Селезневой до Максима Каммерера, от «Дозоров» Лукьяненко и «Тайного города» Панова до «Вселенной Метро 2033» и «С.т.а.л.к.е.р.». А вот много вы графических романов по ним видели? То-то и оно.
— Отечественный кинокомикс «Защитники» в прокате провалился. Как вы с точки зрения редактора оцениваете успешность комикса?
— Никак не оцениваю. Об успешности или провальности продукта стоит судить, как мне кажется, тем, кто вкладывал в его создание деньги и получал отдачу. И это — не «АСТ». Насколько я его видел, комикс «Защитники» еще более убог, чем его экранный «папа». У того хоть картинка местами качественная, хотя сюжет, персонажи, мотивация их действий и вообще логика происходящего на экране… Раз за разом кажется, что отечественному кинематографу развлекательного характера ниже падать уже некуда. И раз за разом со дна продолжают стучать.
—Вячеслав, скажите, сколько всего комиксов уже выпустило «АСТ» и насколько комфортно издательство чувствует себя на этом рынке?
— Более 80 названий. И нам на рынке, разумеется, комфортно, иначе бы не брались.
— А из этих наименований сколько комиксов об отечественных персонажах, созданных в России? И в чем их отличие от западных?
— Ни одного. И это, в общем-то, неудивительно. Все-таки «АСТ» — и редакция Mainstream, в которой выходит подавляющее большинство подобной продукции, тут не исключение — в первую очередь выпускает книги. Буковки. Даже комиксы мы предпочитаем называть «графическими романами» — чувствуете разницу? И если уж отвлекаемся на картинки, то — на крупные бренды с историей и фан-базой, как правило, сделанные в поддержку и развитие основного исходного продукта: фильмов, видеоигр, романов-бестселлеров.
О самоцели выпустить просто комикс, пусть даже он нам визуально и содержательно мил, речи не идет. Исключительно строгий отбор и жесткий расчет. А что с точки зрения таких вот глобальных брендов, как Assassin's Creed, «Звёздные войны», Warcraft, «Лига выдающихся джентльменов», Вселенная «MARVEL», «Тёмная Башня» Кинга или «Игра престолов» Мартина может предложить Россия? «ЗаSHITников»? Не смешно…
Опять же, своих Фрэнков Миллеров, Аланов Муров, Стэнов Ли и прочих титанов комикс-индустрии у нас пока нет. Не потому, что мы хуже, или талантами земля оскудела. Просто коллеги на Западе этот газон уже лет семьдесят поливают, и неудивительно, что он у них пышно цветет. А у нас пока целина.
— Насколько жанр комикса востребован на рынке?
— Жанр — это роман, рассказ, повесть, сказка, очерк и т.д. Комикс — это вид искусства. Комбинированный. И вид этот востребован чем дальше, тем больше. Сдается мне, когда-нибудь в отдаленном будущем он станет интерактивным и «съест» традиционную книгу. А пока, например, Чак Паланик выпускает «Бойцовский клуб-2» Только в виде графического романа. По-моему, вполне себе показатель.
— Отечественный комикс — это калькирование западных трендов или поиски себя?
— Не могу сказать, что являюсь знатоком отечественных комиксов. Думаю, как и везде в творчестве, — фифти-фифти. Разумеется, все начинают с подражания кумирам или тому, что востребовано. Но желание сделать свое, формировать спрос, а не удовлетворять его, никуда не денется.
— Успех комикса на Западе подкрепляется кино и анимацией, у нас такое почти не происходит. Существуют ли перспективы развития рынка с этой точки зрения? Есть ли предложения по созданию игр, сериалов, мультфильмов?
—С моей точки зрения, сейчас всё не совсем так. Да, когда-то были комиксы про «Бэтмена» и «Людей Икс», «Робокопа» и «Судью Дредда», по которым, позже, стали делать игры и фильмы. И да, в дальнейшем они будут поддерживаться, а старым героям, появившимся впервые на бумажных страницах, будут даны иные воплощения.
Но всё чаще происходит и обратное — фильм, игра, книга, ставшие популярными, мигом обретают продолжение в комиксе. Потому что зритель-геймер-читатель, «подсев», хочет о полюбившемся мире или героях всего и побольше. У нас, мне кажется, этот момент совершенным образом упускают из вида. И совершенно напрасно.
—Можете ли вы назвать наиболее перспективного автора — у нас или на Западе — по которому можно и нужно делать комиксы, но пока не делают?
— Я их выше уже называл. Дмитрий Глуховский, Сергей Лукьяненко, Вадим Панов. Добавим еще Ника Перумова, Алексея Пехова, Андрея Белянина, Андрея Круза и команду, делающую проект «С.т.а.л.к.е.р.» — ну, по крайней мере, топ-5 авторов, пишущих по этому миру.
— Не кажется ли вам, что для России комикс — чуждое, не наше явление хотя бы потому, что русский герой не привык скрывать лицо за маской? И как в таких условиях тогда соответствовать жанру?
— А кто вам сказал, что герой комикса непременно скрывает лицо за маской? Они ведь, слава богу, супергероями не ограничиваются. Да и те далеко не все шифруются. Да, у нас не было своей комикс-культуры. Так у нас после семнадцатого года много чего не было, что было во всем остальном мире, и что мы сейчас постепенно нагоняем, к худу ли, к добру, — то разговор отдельный.
Зато у нас был лубок. А от лубка до полноценного комикса — не шаг даже, полшага всего. Комикс сейчас — обязательная часть медиарынка. Активно развивающаяся, перспективная часть. Так что я уверен, что свои герои в российском комиксе обязательно появятся. Да они уже есть, вообще-то. Пусть их пока узнают несколько реже, чем Человека-Паука.