Подростковая литература и культура изнасилования
Книга "О чем молчат ангелы" (Hush, Hush) – это пример нездоровых романтических отношений: главной героини и сталкера, который не оставляет ее в покое, отказывается исчезнуть из ее жизни и пытается ее убить. Но все это извинительно, потому что он привлекателен.
I. Что происходит в книге. Присутствуют возможные триггеры для жертв сексуального насилия, домогательств или абьюза.
"О чем молчат ангелы" настолько напоминает "Сумерки", что их невозможно не сравнивать. Поскольку все уже наслышаны о том, насколько антифеминистичны "Сумерки", авторке "О чем молчат ангелы" пришло в голову несколько затенить проблемные моменты своей книги, в сюжете которой также присутствует солидная доза сталкинга, и она решила: а) сама упомянуть сталкинг, чтобы ей на него не указали другие; б) превратить сталкинг в шутку: персонажи книги неоднократно отмечают, что герой занимается сталкингом, после чего все отмахиваются от мысли, что настоящий сталкинг действительно происходит.
Проблема в том, что сталкинг в самом деле имеет место быть, и он пугает главную героиню. В отличие от Беллы, которая как-то полусонно реагирует на тот факт, что парень с ее школы пробирается в ее дом и смотрит, как она спит, Нора, героиня "О чем молчат ангелы", первую треть книги пытается избавиться от таинственного мрачного парня. Даже не единожды, а трижды она обращается к учителю биологии, без обиняков заявляя: "Мне не приятно с ним сидеть, он меня харассит, пересадите нас". Каждый раз тот ей отвечает, что она слишком остро реагирует на происходящее.
Учитель биологии также позволяет герою открыто изводить героиню на уроке, и в одной сцене ее чувства униженности и стыда преподносятся как пример того, как понять, что девушка возбуждена, – по какой-то непонятной причине это входит в учебную программу государственной школы штата Мэн. Да, я не шучу. В книге есть сцена, в которой учитель в образовательных целях дозволяет публичный харассмент.
После этого Нора приносит учителю устав школы и указывает ему на то, что он, допуская сталкинг на уроках, нарушает ее права. Учитель реагирует следующим образом: "Подожди пару недель. О, и почему бы тебе не проводить больше времени со своим сталкером. Будь его репетиторкой :D" В отчаянии она обращается к своему сталкеру и просит его убедить учителя рассадить их. Тот предсказуемо отказывается, и она практически сдается.
II. "О чем молчат ангелы" и культура изнасилования
В книге последовательно поддерживается культура изнасилования, не только через сцены, подобные вышеупомянутой, но также через поведение Норы. Она жертва культуры изнасилования, но одновременно поддерживает ее.
"Another post about rape" ("Еще один пост об изнасилованиях")http://fugitivus.wordpress.com/2009/06/26/another-pos.. – лучшая из попадавшихся мне в интернете статей о том, как женщин с детства учат вести себя таким образом, что мы начинаем поддерживать культуру изнасилования. С тех пор, как я ее прочитала, я стала лучше отдавать себе отчет в том, что когда мужчина заставляет меня некомфортно себя чувствовать, вместо того, чтобы отстоять свои личностные границы, я обычно предпочитаю вежливо промолчать. Я стала замечать, что когда я пытаюсь четко обозначить границы допустимого, над моими попытками насмехаются или игнорируют их; мои опасения становятся поводом для шуток и подтруниваний. Это не выдумка; со мной и несчетным множеством других женщин такое правда происходит – а вчера, когда я упомянула в Твиттере этого учителя биологии, заставляющего девушку проводить больше временем с ее сталкером, одна из моих подруг написала, что знала девушку, которая оказалась в такой же ситуации. Так что нет, ничего тут нет смешного.
Поведение Норы – хрестоматийный пример поведения, описываемого Fugitivus:
"Девочки, вырастая, слышат от родителей, учителей, медиа, ровесников и общества в целом, что:
* непозволительно устанавливать прочные и четкие границы личности и решительно отстаивать их немедленно после чьего-то вторжения в них;
* непозволительно казаться сильно расстроенной или демонстрировать эмоциональные всплески;
* непозволительно принимать решения относительно себя, если с ними не согласны взрослые или ваши ровесники; также непозволительно отказываться объяснять другим эти решения;
* непозволительно раз за разом отказываться выражать согласие с кем-то;
* непозволительно иметь (или выражать) противоречивые чувства о себе, своем теле, своей сексуальности, своих желаниях и потребностях; непозволительно, если эти чувства меняются;
*непозволительно использовать физическую силу, чтобы отстоять свои физические границы;
* непозволительно повышать голос;
* непозволительно отказывать в общении кому-то, кто явно испытывает к вам интерес.
Если мы учим женщин, что их поведение приемлемо, только когда оно вот такое и такое, почему мы удивляемся, когда они именно таким образом себя ведут? И почему мы удивляемся, когда они так себя ведут при изнасиловании и попытках изнасилования?"
"О чем молчат ангелы" поддерживает почти все перечисленные выше представления. Ближе к началу книги есть сцена, в которой Нора, избегающая своего сталкера, видит его в библиотеке. Ее первый импульс – немедленно уйти, но она этого не делает. "Я подумала, что если мы сейчас уйдем, то, наверно, встретимся с ним на выходе, и Я ДОЛЖНА БУДУ что-то ему сказать". В другой сцене она пытается отделаться от парня, проявляющего к ней интерес, солгав ему, что ей надо идти, но: "в какой-то степени МЕНЯ СМУЩАЛА МОЯ ГРУБОСТЬ, особенно учитывая, что он ничем ее не заслужил".
"А затем внезапно, когда женщин насилуют, все эти кажущиеся естественными правила социального взаимодействия вдруг становятся доказательством того, что женщину на самом деле не насиловали. Она не отбивалась от насильника, не кричала, не бежала, не лягалась, не ударила кулаком. Она впустила его в свою комнату, хотя было понятно, чего он он хочет. Она флиртовала и целовалась с ним. В конце концов она перестала говорить "нет"".
Когда на очередном уроке биологии Норе приходится сидеть рядом со своим сталкером, она думает: "МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСЛИ Я БУДУ ЕГО ИГНОРИРОВАТЬ, В КОНЦЕ КОНЦОВ ОН ПЕРЕСТАНЕТ со мной заговаривать". Естественно, ничего подобного не происходит. Позже, когда он предлагает ей пойти вместе на вечеринку, сначала она жестко отказывается, но потом делает попытки быть вежливой, и в итоге становится ясно, что это история о том, как сталкер берет героиню измором, дожидаясь, когда ее сопротивление иссякнет, даже несмотря на то, что она неоднократно говорит "нет". Героиня пассивна и плывет по течению; каждый мужской персонаж направляет ее действия – ее сталкер, учитель биологии и еще один парень: "тем более, сходить на свидание с Эллиотом представлялось неплохим способом избавиться от моего неудобного влечения к Патчу". Нет, милая, нет. Почитать книгу, или покататься на велосипеде, или поступить в Гарвард, или подать прошение на "приказ о недосаждении" – вот неплохие способы избавиться от влечения к парню, который пытается тебя убить.
"Ежедневное взаимодействие мужчин и женщин не отличается от того, как они взаимодействуют при совершении изнасилования. Социодинамика, которую мы наблюдаем при обыденном взаимодействии мужчин и женщин, объясняет, почему мужчин не смущает изнасилование, а женщины чувствуют, что не имеют права возражать, когда оно происходит. И если вы согласны с тем, что такого рода социальные взаимодействия нормальны и естественны в каждодневной жизни, вас не должно никоим образом шокировать, что изнасилования бывают без криков, без борьбы, без синяков, без "провокации" и без судебного преследования".
Именно это происходит с Норой: она продолжает демонстрировать пассивное непротивление, даже когда ее жизнь оказывается в опасности. На нее неоднократно нападает мужчина в черной маске, однако после первого нападения она больше никому не говорит об этих нападениях. Хотя она подозревает, что ее сталкер стоит за первой атакой, она продолжает с ним общаться, проявлять вежливость и дружелюбие.
III. В очень многих рецензиях читательницы отмечали, что герой им показался мерзким, что они не увидели в нем никаких положительных качеств и что отношения между главными персонажами нездоровые. Однако я еще не видела, чтобы кто-нибудь написала, что причина этому не обязательно в том, что Бекка Фитцпатрик – плохая писательница.
"О чем молчат ангелы" легко выделить, поскольку это один из худших примеров и, как и "Сумерки", бестселлер, а следовательно, легкая мишень для ненависти. Но это далеко не единственная книга в своем роде. Проблема в том, что в бесчисленных книгах нас просят принять, что за внешним "ты мне очень не нравишься" скрывается влечение. Что мы имеем в итоге? "Нет" всегда значит "да". "Да" всегда значит "да". "Нет-нет-нет" всегда значит "да".
Авторка "О чем молчат ангелы" знает, что герой занимается сталкингом и харассментом. Героиня громко и неоднократно жалуется на харассмент, но от нас ожидается, что ее неоднократные "нет" мы будем воспринимать как "да", что мы не захотим серьезно воспринимать ее "нет". Авторка книги, Бекка Фитцпатрик, как и общество, породившее Бекку Фитцпатрик, хочет, чтобы все "нет" героини снова и снова игнорировались, пока ей не надоест сопротивляться и она не сдастся. Социум требует, чтобы Нора заткнулась и смирилась со своим сексуальным порабощением. Господи, книга даже так и называется – "Тихо" (англ. Hush Hush).
Я еще не сказала, что сталкер Норы может читать ее мысли? У героини нет никаких шансов сохранить контроль над своим телом, поскольку герой твердо намерен осуществлять ментальные и сексуальные посягательства на него. По сути, так или иначе, она подвергнется изнасилованию. Но ничего страшного, потому что в мире "О чем молчат ангелы" изнасилование – это любовь.
Источник (текст взят с сокращениями): http://bookshop.livejournal.com/1032547.html