Подростковая литература: взгляд феминистки
Девушки-подростки, "Сумерки" и "Голодные игры"
От переводчицы: это статья британки. Я не знаю, как в российских СМИ освещались "Голодные игры".
Несколько месяцев назад я видела в Твиттере интересную дискуссию о том, что во многом своей огромной популярности Beatles были обязаны девушкам-подросткам, но никто не считает, что из-за этого Beatles – плохая группа, и сейчас Beatles с ними не ассоциируют. Теперь это просто хорошая группа.
С каким бы пренебрежением люди ни относились к девушкам-подросткам и их вкусам, если мы говорим о поп-культуре, они являются одной из самых значимых демографических групп. Многие мегауспешные проекты последних лет стали таковыми благодаря им, попутно подвергаясь злословию масс. "Классный мюзикл" и "Хор"/"Лузеры" (Glee). Исполнители, такие как Леди Гага и Джастин Бибер, и группы, такие как One Direction. И хотя люди могут насмехаться над популярностью последних двух, многие могут назвать одну-две из их самых популярных песен. Их фанатский костяк (или, возможно, их самые преданные фанатки) – девушки-подростки, что "не помешало" им достигнуть славы и богатства.
Девушки-подростки могут сделать что-то успешным. Так почему они часто столь нежеланная демографическая группа? Основной демографической группой, которую обхаживают, по-прежнему считаются мужчины 18-34 лет. Но что эта группа смогла практически единолично сделать популярным? "Игру престолов"? Один взгляд на Tumblr и Archive of Our Own демонстрирует, что среди молодых женщин тоже много ее мегафанаток. Аналогично со Вселенной Marvel. Люди могут считать, что это мир мужчин, но это не так.
В нашей культуре существует ошибочное представление, что девушки-подростки поверхностны и глуповаты, и все, что им нравится, тоже поверхностно и глуповато. Если они являются практически 100% целевой аудиторией чего-то, что им нравится (типа "Сумерек" или бой-бэндов), это что-то автоматически высмеивается и объявляется продуктом "для глупеньких девочек". Но если то, что им нравится, привлекает и другие демографические группы, тогда фокусируются на этих других группах, даже если среди аудитории представителей этих групп меньше, если у них меньше энтузиазма и если они подключились позже.
Взять, к примеру, "Сумерки" и "Голодные игры". И "Сумерки", и "Голодные игры" – мегапопулярные книги-бестселлеры, чья целевая аудитория – девушки-подростки. Экранизации обоих серий стали кассовыми фильмами, была выпущена куча сопутствующих товаров. В обоих есть девушка-протагонистка, экшн и романтика, хотя тематически и по своей общей тональности они настолько далеки друг от друга, насколько это возможно.
Когда "Сумерки" держали первенство по популярности в подростковой литературе, вам ни на минуту не давали забыть, что они написаны для девушек-подростков и любимы ими же. Постоянно упоминались вопящие фанатки Эдварда Каллена, и обсуждалось, почему девушки любят что-то столь смехотворное. Неизменно отмечался тот факт, что фанатки серии – девушки-подростки, так чего вообще еще ожидать?
Некоторые СМИ изначально пытались представить "Голодные игры" как примерно вторые "Сумерки" – повесть на них ярлык "то, что любят девушки-подростки", и дело с концом. Однако я заметила, что теперь "Голодные игры" редко обсуждают как книги, чьей целевой аудиторией являются подростки, как книги, любимые подростками. Фразы "целевая аудитория – девушки-подростки" и "популярный среди девушек-подростков" – это оскорбления. "Девушки-подростки" – это любовь к бой-бэндам, хихиканье и глупость. Их постоянно упоминают при обсуждении "Сумерек", потому что "Сумерки" не сильно любимы общественностью, и намного веселее высмеивать эту популярную серию, отпуская язвительные комментарии в адрес ее фанаток, чем действительно попытаться понять причины ее популярности.
Однако "Голодные игры" общественности в целом, похоже, нравятся. В то время, как "Сумерки" всегда были предметом насмешек (надо признать, часто обоснованных), "Голодные игры" восхваляются. Любить "Голодные игры" не позорно и не превращает тебя в девочку, так что целевая аудитория книг, изначальные фанатки, сделавшие первую книгу бестселлером и стоявшие в очереди в ночь премьеры первого фильма, даже не упоминается. Иногда им кидают кость в виде обсуждений "Пит или Гейл?", но поднимая эту тему "Пит или Гейл?" в отрыве от обсуждения всего остального, СМИ могут похвалить серию за экшн, персонажей, за то, как в ней затронута тема политики и СМИ, а также польстить аудитории (читай: взрослым белым мужчинам), которой она нравится, одновременно дав понять, что "девушек-подростков" якобы интересуют только "легкомысленности" вроде мальчиков и любви. "Голодные игры" – это не серия для девушек-подростков, для них только ее элементы а-ля "Сумерки". Чтобы девушкам нравилась жестокая антиутопия со множеством серьезных тем? Не может такого быть. Их только мальчики интересуют.
Авторка: Rhiannon Thomas
Источники (с сокращениями): http://feministfiction.com/2013/08/12/teenagers-twili..
http://feministfiction.com/2014/03/24/the-power-of-fa..