Поплачем?
"Ну что у вашей героини вечно глаза на мокром месте?"; "Чуть что - сразу в слезы"; "Ну чего она ревет постоянно? Нет бы радовалась, что серая жизнь закончилась!".
Признайтесь, кому из вас прилетают подобные фразы от читателей?
Сегодня хочу поговорить о плачущих героинях в наших романах. Именно о героинях, потому что мужчины более "толстокожие", и даже в самых критических ситуациях редко пускают слезу. Но женщины - совсем другие существа. Более ранимые, сентиментальные. Впечатлительные.
Авторы современной литературы - причем, в любом жанре, - старательно избегают слез и даже относят их к минусам. Ставят на одну ступень с недостатками, а читатели им увлеченно поддакивают. Но давайте прежде, чем вешать ярлыки, попробуем разобраться в ситуации и понять, действительно ли героини некоторых книг неисправимые плаксы, или у них есть все основания для того, чтобы на протяжении какого-то времени реветь каждый день?
Нет дыма без огня
Представьте себе ситуацию: вы - самая обыкновенная женщина с самой обыкновенной жизнью, внезапно и без предупреждения просыпаетесь в месте, которое вам совершенно не знакомо. Вчера вы легли спать в свою теплую постельку, а сегодня открыли глаза где-то в горах, и понятия не имеете, как сюда попали, и как вернуться домой. Примерно такие перемены и испытывают героини романов про попаданок. Способы перемещений разные, но суть одна: что-то неведомое вырывает девушку из привычной реальности и бросает в мир со своими правилами и опасностями.
Итак, вы проснулись непонятно где, и не знаете, что делать. До этого вы 20+ (или даже 40+) лет прожили в простой рутине: ходили в школу, работали, строили отношения, развлекались с друзьями. Мистическое и фантастическое видели только по телеку, да и то особо этим не интересовались. И вдруг, в какой-то миг привычный мир исчез. Хорошо, если вы попали на поляну, где повсюду бегают розовые единороги, и у портала вас ждет принц из сновидений, который прямо оттуда ведет вас под венец. А если нет? Если вы узнаете, что вокруг полно кровожадных тварей, жаждущих вашей крови и плоти, а принцу и его рыцарям нет до вас никакого дела? Если вы поймете, что вынуждены выживать в хаосе, и нежданный защитник, возможно, не такой уж добродушный ангел-хранитель, каким вы хотите его считать?
Вот тут надо четко просканировать ситуацию. Шаблонных характеров и стилей поведения не существует. Каждый человек индивидуально реагирует на одну и ту же ситуацию (а мы же говорим о людях, верно?). Одна девушка обожает собак, а другая кричит от страха даже при виде щенка; одна изучала карате и может дать отпор сразу двоим, а другую легко вывести из равновесия одним только наглым прикосновением. Вот тут важно прописывать предысторию. Почему сыплются претензии? Потому, что вот это: "Жила-была девочка Маша, остроумная авантюристка. И за словом в карман не лезла, и популярностью пользовалась, и путешествовала по всей Земле, и бандиту могла дать отпор. Попала Маша в другой мир, а там с драконом бороться надо. И принц какой-то ей достался несговорчивый, высокомерный. И вот она, бедная, плачет да плачет, кручинится да кручинится, и на судьбинушку нелегкую все принцу жалуется. Принц из тирана в понимающего котика трансформируется, утешает ее да слезки утирает. А она ему сарказмом да кулаками в ответ! А потом опять в слезоньки...".
Поведение человека не может меняться "просто потому что". Дома она, значит, коня на скаку останавливает, а в другом мире судьбинушку тяжелую годами оплакивает. Не пойдет так. Есть от природы сентиментальные, ранимые и впечатлительные люди; есть терпеливые, не слишком эмоциональные; есть непрошибаемые чурбаны, которых хоть дубиной бей, не заплачут. И вот тут надо изначально, в первых же главах, определиться с категорией.
Ранимая девушка остро реагирует на любое событие, и тут она либо заливается счастьем, либо слезами - в зависимости от того, каким это событие является. Она будет убиваться из-за смерти хомяка и организует ему царские похороны, в то время как ее соседка просто выбросит сверток с трупиком в мусоропровод и пойдет дальше смотреть сериал. Забросьте этих женщин в параллельную реальность. Как они будут себя вести? Да так же, как дома! Если человек от рождения сентиментален, то везде, куда бы ни попал, он таковым останется. Для этих людей нормально плакать из-за двойки в школе, оплакивать смерть персонажа в кино, падать в обморок от вида крови, воспринимать все сказанное близко к сердцу. И это не "вечно ревущая дура", а тип темперамента. Девушка-меланхолик при всем желании не сможет действовать по обстоятельствам, когда понимает, что они сильнее нее. Чтобы научиться держать эмоции под контролем, ей придется вариться в этой каше довольно долго. Она не может просто взять и стать непробиваемой.
Сильно подрывают общее эмоциональное состояние и кардинальные перемены. Для того, кто привык годами жить по отработанной схеме, трудно приспособиться к другой. Почему некоторые люди, меняя место жительства, уходят в жуткий ностальгический депрессняк, в то время как другие спокойно воспринимают смену обстановки? Потому, что темпераменты разные.
Мы все стремимся уйти от шаблонности и придумываем уникальные характеры своим героям. Но напрочь забываем о врожденных особенностях. Если у вас девушка в реальном мире ведет активный образ жизни, не боится рисковать и на раз решает самые сложные проблемы, то и попав за грань, она продолжит действовать по привычке. Да, будет трудно, и может, она пару раз всплакнет, но в конечном итоге будет биться, как рыба на берегу, и до последнего терпеть трудности и рваться к цели. А вот другая - та, что находилась в депрессии, поиске себя, была жертвой буллинга или равнодушия со стороны близких, - грубо говоря, ляжет умирать. То есть, растеряется, будет плакать и не понимать, как жить в такой ситуации. Все бы ничего, да только большинство попаданок - как раз-таки не успешные дамы с богатым жизненным опытом, а депрессарики, неудачницы, закомплексованные особы без смысла жизни. И вдруг, попав в другой мир, они с первой секунды кидаются его спасать, еще и с гонором. Вот это мне непонятно.
Если вы пишете о простом человеке (а не изначально о какой-нибудь могущественной ведьме или вампирше), то, будьте добры, не убегайте от реальности. Равно как уверенная в себе женщина не будет плакать из-за каждого неприятного слова, брошенного в ее адрес, так и "серая мышка" не бросится вершить судьбу мира прямо из портала.
Любовь подкралась незаметно, когда ее совсем не ждут
Любви без преград не бывает даже в сказках. А уж в жизни - тем более. Даже в фэнтезийном мире. Ведь основная-то суть любовных романов и строится на бесконечных трудностях на пути к счастью. Если бы пара встретилась, влюбилась и зажила в нескончаемой эйфории - много бы читателей нашлось у такой книги? Ох, вряд ли... Даже в реальном мире за любовь приходится бороться, а уж в романах и кино - подавно.
Те, кто родом из 90-х (и раньше), наверняка смотрели латиноамериканские мыльные оперы, которыми был забит эфир всех телеканалов. Героини там рыдали по пять раз за серию. Сейчас многие вспоминают эту часть с усмешкой. В современных сериалах слез стало в разы меньше, зато больше действий, гонора и решительности. И - та-дам! - опять со стороны "серых мышек" со слабенькой психикой. Ну-ну, заливайте...
В любви, как и во всем остальном, мужчины проявляют гораздо меньшую эмоциональность, чем женщины. Это нам нужны и цветочки, и на ухо шепоточки, и ласки, и цацки, и вообще море внимания. У мужчин проще: большинству нужны вкусная еда, верность, забота и регулярный секс. Расставание мужчина тоже переживает спокойнее. Конечно, внутри у него бурлит, но наружу он это не тащит. А у женщин барьеры слабые. Большинство из нас любовь уносит с головой. Мы начинаем идеализировать партнера, и стоит ему повести себя не так, как нам бы хотелось, начинаются эмоции.
Влюбленное сердце ранимо. Если женщина спокойно относится ко всем триггерам в отношениях, значит, вряд ли она своего мужчину любит. Ключевое: любит. Я не говорю про страсть или схожесть во мнениях. А пишем-то мы как раз о любви, о настоящих чувствах - сильных и подверженных постоянным испытаниям. И вот нам девочка, которая в жизни не состояла в серьезных отношениях и толком не знает, что это такое, вдруг влюбляется раз и навсегда. А мужская-то психика ей неизвестна или известна частично. Она не понимает, почему возлюбленный постоянно не носит ее на руках; не понимает, почему, пока она страдает от безответных чувств (но ей кажется, что не такие уж они безответные), он кувыркается в постели с какой-то цацей. Девочке обидно, она плачет. Любимый наорал на нее - она плачет. Любимый налево посмотрел - она плачет. Любимому не понравился борщ - она плачет.
Потому, что нет еще опыта. Нет понимания мужского эго. Если при этом девочка воспитывалась только мамой (и/или бабушкой), то там даже зачатков понимания нет. И особенно им неоткуда взяться, если мама/бабушка старательно избегала с ней разговоров об отношениях. Как, по-вашему, должна реагировать девушка на такое поведение своего "Мистера Совершенство"? Проигнорировать? "Ладно, ты бесись, а я пойду к подружке"? Щщщщас! Единственная ее реакция на все обиды - слезы. Потому, что иначе выражать эмоции она еще не умеет. Конечно, со временем научится, но сейчас-то не умеет. И это нормально. Мы не рождаемся гениями и философами - мы становимся ими в процессе жизни, с приобретением опыта.
В завершении хочу заверить и авторов, и читателей: слезы - это нормально. Но причина плаксивости героини обязательно должна быть обозначена. В конце концов, слезы - это показатель чистоты души (если речь, конечно, не идет о капризной "принцесске", которая хныканьем привыкла добиваться своего). А мы-то пишем чаще всего о невинных девочках, а не прожженных тетках. Даже в жанре фэнтези не надо отходить далеко от реальности. Выдерживайте линию, которую создали в самом начале. Реакция человека на происшествия прямо зависит от типа его темперамента и структуры привычной жизни. Ну, не может меланхолик за минуту превратиться в сангвиника! И наоборот! Не может хладнокровная женщина по щелчку пальцев стать утонченной леди. И наоборот. Да, на протяжении книги герои меняются в плане поведения и взглядов на мир. Но на это нужно время. Кому-то год, кому-то пять лет. Пусть ваши героини плачут хоть в каждой главе, если они от природы ранимые! С течением лет они наберутся опыта и научатся решать проблемы самостоятельно и без обилия слез, но пока еще невинны и неопытны - пусть плачут.