Пояснения к 1 гл. "Любовь без срока давности"

Попробую дать некоторые сноски-пояснения к выложенной главе.

 


В Российском Зарубежье в 1920-1940 гг. действует пять кадетских корпусов: Донской Императора Александра III, Крымский кадетский корпус, Первый Русский кадетский корпус, Морской кадетский корпус, Корпус-лицей имени императора Николая II.

Первый русский кадетский корпус. Именно с его созданием в марте 1920 года начинается история кадетского воспитания за рубежом. Корпус предлагалось именовать Русским кадетским корпусом в Сербии, затем Русским Киево-Одесским, 1 октября было присвоено окончательное название Русского кадетского корпуса в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, сохранившееся до конца пребывания в Сараево, т.е. до осени 1929 года. В 1929 году политические и военные круги Югославии поставили вопрос о закрытии корпуса. Ему пришлось покинуть Сараево и переехать в Белую Церковь, в здание Крымского кадетского корпуса, приняв в свой состав 114 кадет и часть персонала этого корпуса. Первый Русский кадетский корпус просуществовал до осени 1944 года, приняв в свой состав персонал (в разное время в нем служило 175 чел.) и кадет упраздненных Крымского и Донского корпусов. При подходе советских войск к Белграду корпус был передислоцирован из Сараево в Чехословакию, а затем на немецкую территорию, оккупированную американскими войсками. В апреле 1945 г. его остатки были интернированы в Зальцбург (Австрия). Корпус за 24 выпуска окончили 906 кадет, и в 1944/45 г. в нем оставалось более 190 кадет и около 40 чинов персонала.
Морской кадетский корпус. В 1919 году в Крыму адмиралом Машуковым был организован Морской кадетский корпус в составе кадетских и гардемаринских классов, который 30 октября 1920 года вместе с остатками Белой армии покинул Севастополь и прибыл в Бизерту. При эвакуации корпус имел 235 гардемарин, 110 кадет, 17 офицеров-экстернов, 60 офицеров и преподавателей.
По воспоминаниям очевидцев, Морской кадетский корпус – это школа, «где русские дети учились любить и почитать свою Православную Веру, любить больше самого себя свою Родину и готовились стать полезными деятелями при ее возрождении». Осенью 1924 г. Франция признала Советский Союз, и это сразу отразилось на положении эскадры в Бизерте. Флаги на судах русского флота были спущены, экипаж эскадры снял военную форму и приступил к передаче кораблей французам. Вскоре после этого советская власть прислала комиссию для осмотра кораблей, которая признала их негодными для плавания и они были проданы французами на слом. Морской корпус был переименован в «орфелинат» и просуществовал еще около года до мая 1925 г., в нем оставались только кадеты. Последний выпуск состоялся в июне 1925 года.
В Версале вблизи Парижа был основан Корпус-лицей имени императора Николая II. Русские военные эмигранты во Франции хотели дать своим детям воспитание наподобие того, что было в России, а затем в Югославии. Корпус-лицей существовал на частные пожертвования русских эмигрантов, программа обучения была приближена к существовавшим в средних учебных заведениях Франции, но с опорой на лучшие традиции российских кадетских корпусов. Историю корпуса можно разделить на три периода в зависимости от его места пребывания. Первый (1930-1937г.), когда корпус располагался в Виллье-ле-Бем. Второй (1937-1959г.)- пребывание корпуса в Версале. Третий (1959-1964г.) – переезд корпуса в Дьепп, где он окончательно закрылся.
Официально кадетский корпус императора Николая II был открыт 1 ноября 1930 г. Первый набор составил 32 мальчика, которых после вступительного экзамена разбили на 2 класса: старший приготовительный и первый классы. Открытие корпуса имело двойную цель. Первая, как и у всех русских эмигрантских учебных заведений, сохранить русских детей от денационали-зации. Вторая – подготовить по линии РОВС будущих русских офицеров. Официально об этом говорить было нельзя, так как французские власти не допускали существований иностранных военно-учебных заведений на своей территории. По этой причине корпус менял свое официальное название, попеременно называясь «Корпусом», «Корпусом-Лицеем», «Лицеем императора Николая II», «Русским лицеем».
Корпус подчинялся т.н. Попечительному Комитету, во главе которого стояли: генерал-лейтенант Миллер Е.К.(1930-1937гг.), генерал Беем Е.Ю. (1937-1943гг.), Лабзин В.Н.(1943г.). Все они были активными участниками РОВС.
В 1935 г. шефство над корпусом взял на себя Его Высочество Князь Гавриил Константинович, ставший почетным главой корпуса. Юридическим начальником корпуса оставался РОВС.
В этом же году корпусу по представлению генерала Е.К.Миллера было передано знамя Ливадийской-Ялтинской потешной роты. Во время гражданской войны это знамя было в Добровольческой армии, а после эвакуации из Крыма в Николаевском кавалерийском училище до его закрытия. Командование РОВС часто вызывало кадет для участия в военных, церковных, общественных церемониях. Вызывали если не весь состав, то старший класс или два класса. Когда в октябре 1938 г. скончался Великий Князь Кирилл Владимирович, старший класс корпуса стоял в строю со своим знаменем всю церковную службу погребения.
Во время II мировой войны большинство кадет симпатизировали Германии в их конфликте с Советским Союзом, воспринимая его как возможность продолжения борьбы с большевизмом, начатую их отцами. На восточном фронте погибли Георгий Гипарис, Николай Гайдуль. Десятки кадет оказались в советском плену, из которого вернулись немногие.

 

Рождество в корпусе

 

На пост директора корпуса Попечительский совет пригласил генерал-лейтенанта В.В. Римского-Корсакова. На полученные деньги был куплен дом в местечке Виллье-Ле-Бел в 18 км к северу от Парижа. Здание, предоставленное корпусу, было запущено, в нем никто не жил. Фасад здания выходил на улицу, а с тыльной стороны к нему примыкал большой участок, заросший травой и кустарником. Обстановка в здании была скромная и небогатая. Постепенно здание было приведено в порядок и приспособлено для занятий. Просторный участок, примыкавший к зданию, был превращен в плац для строевых занятий, игр и проведения занятий по гимнастике. Корпус-лицей начал формироваться с нуля. Всё приходилось доставать: кровати для спален, парты для классов, учебники и учебные пособия, кадетскую форму.
До четвертого класса преподавание велось на русском языке (уроки французского языка были ежедневно), с четвертого класса – основные предметы преподавались на французском языке. Закон Божий, русский язык, русская история, география и законоведение – на родном русском языке. На территории корпуса кадетам разрешалось носить установленную для воспитанников форму. За пределами корпуса воспитанники должны были находиться в гражданском платье. Для корпуса устанавливался особый нагрудный знак.
1 ноября 1930 г. в корпус приехали первые 32 кандидата на поступление. После вступительного экзамена воспитанники был разбиты на 2 класса: старший приготовительный – 17 и первый класс –15 воспитанников. При открытии корпуса генерал В.В.Римский-Корсаков произнес фразу: «С мала ключика студёна потекла река, с невеличка зачиналась Москва», которая затем была выписана на стене корпусного зала среди множества портретов, гравюр и реликвий старой России и заповедей генералиссимуса А.В.Суворова: «Послушание, Упражнение, Дисциплина, Чистота, Здоровье, Опрятность, Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа, Слава! Слава! Слава!». Висело также завещание генерала Римского-Корсакова:
Я Вам завещаю одно:
Храните святые заветы,
На Русь принесите все то,
Чем русские жили кадеты.
Воспитателем первого класса был назначен капитан В.Р. Маевский, выпускник Михайловского артиллерийского училища, бывший офицер-воспитатель Крымского кадетского корпуса, офицером-воспитателем старшего приготовительного – полковник Б.Д. Приходкин, Георгиевский кавалер, выпускник Петровского-Полтавского кадетского корпуса (1896), Константиновского артиллерийского училища (1898)
Усилиями директора корпуса были созданы корпусная церковь, украшенная наиболее чтимыми русскими иконами, корпусная библиотека, основу которой составили русские и французские книги. Стены помещений корпуса были украшены видами московского Кремля, Санкт-Петербурга, репродукциями картин русских известных художников, портретами русских писателей, художников, музыкантов, учёных. В.В. Римский-Корсаков всей своей деятельностью стремился привить кадетам любовь к далекой России. Он преподавал кадетам русский язык, литературу, историю и географию, в свободное время читал им произведения русских писателей.
«Кадеты должны чувствовать любовь к себе, чтобы полюбить корпус, – говорил генерал В.В. Римский-Корсаков, – а через корпус они узнают и полюбят Россию».
Учебный день в корпусе начинался с подъёма в 7.00. Затем следовали обязательная гимнастика, водные процедуры, молитва. Завтрак обычно состоял из чая с молоком, ячменного кофе, хлеба с вареньем, какой-либо каши. В 8.30 начинались уроки, в 14.00 – обед и три часа свободного времени. С 17.00 – самоподготовка, в 21.30 – отбой.
С 1933 г. небольшие группы кадет, по 10-15 человек, стали ежегодно выезжать летом на юг Франции в лагерь Национальной организации витязей, где жили общей с витязями жизнью, но в отдельных палатках и ходили в своей форме.
Весной 1937 г. состоялся первый выпуск Корпуса-лицея. Было выпущено 9 человек: 6 вице-унтер-офицеров – Н.Нестеров, П.Чесноков, Г. Винтер, кн. Н.Репнин, И.Траскин, кадеты – К.Радищев, В.Голиков, С.Клепацкий и О.Орлов. Корпусной парад принимал князь Гавриил Константинович. В ходе парада кадеты продемонстрировали присутствующим образцы формы российской императорской армии: Александрийского гусара в венгерке, гвардейского артиллериста в полной парадной форме, морского офицера, гвардейского сапера, казачьего генерала.
Корпусной праздник отмечался 6 декабря. На Рождество после возвращения кадет с каникул устраивалась елка.
За все время существования Корпуса-лицея директора и офицеры-воспитатели никогда не носили военной формы. Форма кадет состояла из фуражки с красным околышем, гимнастерки защитного цвета зимой и белой летом, чёрных брюк и ботинок. Для гимнастических упражнений и выступлений кадеты надевали белые безрукавки с черными двуглавыми орлами. В Корпусе-лицее с годами сложились свои «традиции». Все кадеты старшего класса имели «кадетскую тетрадь», в которую заносились кадетские традиции, «Звериада», всевозможные воспоминания. Все поступившие в корпус назывались «шпаками» или «сугубыми» и оставались такими до «крещения». У каждого кадета был свой «крестный отец», который готовил крестника к «обряду крещения». Церемония происходила под начальством «полковника» выпуска, в присутствии «генерала» выпуска, ночью при свечах. Зачитывался «свод кадетских уставов» и по окончании церемонии кадету выдавалась полная форма. В конце учебного года ночью производились похороны «альманаха», сжигали тетрадь и закапывали гроб в присутствии двух «вдов», которыми считались два последних ученика выпускного класса. В 40-х гг. установилась традиция выдачи «погончика» подругам кадет старшего класса. Они его надевали с гордостью при парадных случаях. В корпусе исполняли и передавали из выпуска в выпуск «Звериаду». Каждый выпуск добавлял в «Звериаду» свои куплеты. Но как бы «Звериада» ни удлинялась, последним куплетом был: «Прощай же корпус, не забудем Его торжественной красы. И долго-долго помнить будем В нем проведенные часы». При корпусе со дня его образования действовала корпусная церковь св. Николая Чудотворца.

 

Русский Обще-Воинский Союз (РОВС) – старейшая русская воинская и антикоммунистическая организация, основан 1 сентября 1924 года генерал-лейтенантом бароном Петром Врангелем как непосредственный преемник Русской армии.
РОВС изначально создавался не как политическая организация, а как надпартийная национальная структура. Приказ генерала Врангеля № 82 запрещал членам РОВСа состоять в политических партиях. Приказ о создании РОВС предписывал сформировать пять Отделов в конкретно названных европейских странах. I Отдел объединял белоэмигрантов, проживающих в Англии, Франции, Бельгии, Италии, Чехословакии, Дании и Финляндии. II Отдел – в Германии и Венгрии. III – в Польше, Данциге, Литве, Эстонии и Латвии. IV – в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (так до 1929 года называлась Югославия), а также в Греции. V Отдел – в Болгарии и Турции. В связи с массовыми перемещениями российских эмигрантов по Европе в 1920-30-е годы, распределение Отделов РОВС по странам менялось. К 1938 году существовало шесть европейских Отделов: I – «французский», II – «германский», III – «болгарский», IV – «югославский», V – «бельгийский» и VI – «чехословацкий».
Таким образом, в 1920-30-е годы РОВС удалось консолидировать ветеранов Белого движения, поддерживать их военные знания на должном уровне, готовить новые кадры. Российская военная эмиграция в лице РОВС образовала единый штаб, объединявший большинство офицерских организаций и союзов. РОВС стал символом непримиримости в борьбе с советской властью.[/spoiler]

 

Штази – «КГБ» социалистической Германии
Спецслужба ГДР считалась одной из самых эффективных в мире, так как проводила блестящие операции за пределами страны, а главное – обеспечивала спокойствие внутри. В народе ее называли «красным гестапо». Но сами сотрудники считали себя преемниками другой организации: они называли себя «чекистами».
Именно так – «der Tschekist». И учились у советских чекистов. Сотрудники Штази держали под колпаком друга друга, свое начальство и почти каждого взрослого гражданина ГДР. За сорок лет работы они сумели не только достичь уровня КГБ и ЦРУ, но в чем-то даже превзойти их.
Штази (сокращение от немецкого Staatssicherheit – гос. безопасность) – Министерство государственной безопасности ГДР – было создано в 1950 г. С самого начала структура задумывалась как «щит и меч» СЕПГ (Социалистической единой партии Германии). Не народа, государства или конституции ГДР, а именно партии, верхушке которой, ЦК Политбюро, Штази и подчинялась, будучи скорее министерством партийной безопасности. Конечно же, почти все сотрудники Штази тоже были членами партии.

 

Оstseeküste – берег Балтийского моря

 

Партайгеноссе (Parteigenosse) – немцы в ГДР в большинстве были членами партии и обращались друг к другу Партайгеноссе или геноссе дальше имя (фамилия). Я сама это слышала в Бабельсберге в киношколе, когда студент обратился к профессору геноссе Калябис и на ты, тогда и спросила. Ответили, что так принято.

 

Конрад Вольф – режиссер ГДР, коммунист, сын коммуниста писателя Фридриха Вольфа, при наци жил в СССР, там учился, служил в Советской Армии переводчиком, а так же ездила с агитмашиной.

 

Вернер Бергман – кинооператор ГДР, снимал очень много с Вольфом, жил в Германии, мальчиком был в Гитлерюгенд (Hitlerjugend), воевал на Восточном фронте, потерял руку под Ленинградом. Бергмана я лично знала, писала диплом в институте про операторскую работу фильмов Конрада Вольфа. Ездила в киношколу в Германию, а потом Бергман приезжал в Москву на ММКФ. На фото превью как раз Потсдам и киношкола, и я)))

Завтра расскажу про киношколу и покажу фотки