Предчувствие полета. Рецензия на роман "Князь Тишины"
Странно. Отчего-то тема становления чувственности, тема первой любви, столь, казалось бы, многообещающая для автора и читателя, доселе едва ли получили должное развитие в современной литературе. Отчего? Почему подросткам оставлены лишь «чистые» приключения или абсолютно бесполые «школьные повести»? И это на фоне подлинного изобилия детских и юношеских книг?
История четырнадцатилетней Гели, учащейся одного из художественных училищ Петербурга, могла бы считаться образцово-типической. Девочке нравится мальчик, сама девочка нравится таинственному поклоннику, предпочитающему оставаться неизвестным, подружки-соперницы не в состоянии поделить приглянувшегося паренька… Одним словом, обычные подростковые страсти.
Вот только место учёбы у Гели необычное – с нашей точки зрения: Мастерская реальности Приморского района Санкт-Петербурга. И учат в нём будущих магов. Такая вот работа, ничего, в общем-то, необычного. Нечто среднее между специалистом по ландшафтному дизайну, модельером и мастером бонсай, а скорее – и то, и другое, и третье, и чуточку чего-то ещё. Тонкие нити волшебства, умело вплетённые автором в ткань повседневности, придают знакомым ситуациям неповторимый сказочный колорит, превращая происходящее в волшебную сказку. И всё бы ничего, если бы милые девочки-отличницы не спешили применять полученные знания для решения своих личных, самых-самых важных на свете проблем.
Тут-то самое интересное и начинается…
На первый взгляд, перед нами – привычное уже «городское фэнтези» со всеми причитающимися атрибутами – маги, призраки, заклинания, артефакты, – выполненное на подростковом материале. И в то же время, «Князь Тишины» – вполне «школьная повесть» в лучших отечественных традициях. Собственно говоря, эта двойственность и придаёт книге особый, ни с чем не сравнимый шарм.
Вообще, автору удалось создать казалось бы невозможное: материализованное воплощение девчачьих мечтаний, чистых грёз и романтических предчувствий. Всё как обычно, всё даже банально – если только кто-то посмеет назвать вечные терзания, непременных спутников становления женственности, банальными. И в конечном счёте совершенно не важно, кто именно окажется роковым Князем Тишины, преследующим Гелю повсюду: во сне, наяву, в самых сокровенных фантазиях. Совершенно не важно, как сложатся её отношения с загадочным мальчиком Сашей. Совершенно не важно… Впрочем, ничто не важно – и важно всё. Потому что в итоге Геля обретает главное – самое себя, как все перипетии гусеницы лишь прелюдия, пролог перед полным красоты полётом бабочки.
Правда, случится это не так скоро, как хотелось бы: ведь приключения Гели и её товарищей только начинаются. Впереди – новые истории, и следующая из них, «Дракон Мелового Периода», уже доступна читателям.
Она совсем-совсем не похожа на «Князя Тишины» – и в то же время, составляет с ним неразрывное целое.
Интересно, что будет дальше?
Автор: Аркадий Рух, написано для газеты "Книжное обозрение"