ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В МИРЕ МУЗЫКИ
Со времен правления коммунистов в России, решивших, что предприниматели, буржуазия – паразиты на теле трудового народа, прежде всего рабочего, которых нужно истребить как класс, надолго внесен разлад в умы граждан страны, где до сих пор некоторые считают, что раз человек предприниматель, то он обязательно вор и кровопийца. Считать так нелогично хотя бы потому, что с таким подходом можно обвинять евреев, что они «продали Россию», или татар, «насиловавших русских 300 лет». Среди любой нации есть преступники – это факт и есть благородные мужи. Так и среди сословия купцов и предпринимателей находились поистине замечательные люди наряду с теми, кто хотел легкой наживы и спекулировал, наживался на труде наемных работников, платя им крохи. Ведь существуют такие понятия личности, как благородство и честь, стяжательство и подлость, о которых видимо не подозревали большевики, устроившие гражданскую войну во имя «справедливости» и унесшую огромное число жизней соотечественников. А что потом происходило в военном коммунизме Сталина уже стало историей. В конце концов можно опуститься ниже, на уровень личной жизни и обнаружить разнообразие женщин, где есть откровенные потаскухи и нравственно безупречные жены. У среднеазиатского просветителя, философа и писателя А.Навои есть замечательные строки про сословие предпринимателей, а также про другие и женщин в том числе. Уж в нем то не приходится сомневаться. Сейчас этой книги у меня нет под рукой, большинство собраны в коробках при подготовке к переезду.
В этой статье я хочу рассказать о двух видных предпринимателях, чья деятельность способствовала выдвижению и расцвету итальянского оперного искусства и театра в 19 веке. Начну коротко с более поздней фигуры, жившей на рубеже 19-20 столетия – Джулио Рикорди. Глава влиятельного издательского дома, специализирующегося на издании партитур, заметил молодого Пуччини и заказал ему оперу «Эдгар». Это была вторая по счету опера композитора. Прошла ли она с успехом, мне не известно, важно то, что последующая – «Манон Леско» (1893г.) снискала шумный успех. Я её слушал в исполнении Ренаты Тебальди и кажется Марио дель Монако, - потрясающее исполнение и сама музыка! Думаете в Италии было мало композиторов? Отнюдь, достаточно. Но знаток оперы, имея безошибочное чутье, Рикорди выделил Пуччини среди прочих, прослушав только одну его первую оперу! И попал в «яблочко».
Нужно сказать, что маэстро родился в правильной семье. Это была настоящая музыкальная династия. Его предки были композиторами и музыкантами аж с 18 века! Это вам не голая, стылая Россия, где идут постоянные войны – мой прадед погиб в Первую мировую, а дед по линии отца – в Великую Отечественную. Представляете, какой опыт и традиции передавались от отца к сыну? Однако в Италии 19 века тоже шли войны, то с французами, то изгоняли австрийцев. И воинская повинность тоже присутствовала. И как же композиторы от неё отделывались? Думаете давали взятку, как в СССР? Тогда нужно было только знать кому дать и дело решалось. О взятках Министра Культуры СССР коммуниста Фурсовой с певцов Большого Театра хорошо рассказала Г. Вишневская. Рассказала и о своем отце-коммунисте, воровавшем продпайки с военного склада в блокадном Ленинграде, когда родная дочь жила одна в нетопленной квартире и умирала с голоду весной 1942 года. Пайки он приносил своей новой семье, а когда его жена увидела тень Галины, то удивилась: «Почему она такая худющая!» Написала много о той прогнившей власти, вполне откровенно и заслуженно. В случае с аристократической Италией ларчик открывался просто: если композитор представлял ценность для нации, - а молодой Пуччини представлял, – это был престиж, наследие и богатство всей мировой культуры, то какой-то там граф легко подписывал бумагу и композиторы продолжали трудиться – баловать и развлекать, поражать и восхищать публику – не только бомонд, но и простолюдинов. Такова была та Италия. Аристократы как правило без исключения вращались вокруг театральных подмостков – хорошенькие балерины, артистки, знакомства, всё это украшало и услаждало жизнь сибаритов и любителей поволочиться за женщинами. А театр, искусство от этого стремления только выигрывали. Многие театры Италии имели в качестве импресарио сильных мира сего – аристократов. А уж те разбирались в музыке.
Джулио Рикорди
Так вот, этот издатель понял, что молодой композитор принесет ему деньги, а Италии славу и ему захотелось помочь ему. Купил одну оперу, заказал другую и птичка вылетела, полетела, да так высоко! «Богема» принесла Пуччини мировую славу. Критик Карло Берсезио так описал свои впечатления от премьеры «Богемы»: «Богема» не оставит никакого следа в истории оперного театра. Автору этой оперы следует считать свое произведение ошибкой». Издатель, узнав о сомнениях композитора во время первых репетиций «Богемы» написал ему: «Если этой оперой вы не попали в точку, маэстро, я сменю профессию и начну торговать салями». В 2006 году «Богема» отметила свое стодесятилетие. Во второй половине XX века она заняла место в пятерке самых часто исполняемых в мире опер и с тех пор из этой пятерки уже не выходила.
Пуччини
Другой пример - Верди. Талантливого парня из бедной семьи подметил торговец. Дал ему денег на учебу и тот учился, правда его в консерваторию не взяли из-за плохого навыка игры на фортепиано. Но он учился в частном порядке, посещал и миланскую Ла Скалу, как раз в период Беллини. И стал ведь, несмотря на первые неудачи (он даже хотел бросить сочинять музыку).
На другом предпринимателе я остановлюсь более подробно, поскольку он, являлся импресарио ведущих театров Италии в то время, когда начали свою деятельность гиганты итальянской оперы – Россини, Беллини, Доницетти. Его имя Доменико Барбайя. Он родился в Милане в 1778 году в бедной семье. Мальчиком работал в магазине, в юности – носильщиком, мойщиком посуды в остериях, потом стал официантом и, обслуживая артистов, вошел в театральный мир, где приобрел знакомства, друзей, близко сошелся со знаменитостями. Он стал нужным человеком благодаря тому, что острым словечком и юмором мог примирить бурные ссоры, возникающие между маэстро и исполнителями, в противном случае могущие обернуться трагедией. Он взял на откуп азартные игры в фойе театра Ла Скала и стал получать солидный доход, расширил сферу деятельности и сделался импресарио самого большого миланского театра, потом Сан-Карло в Неаполе, многих других театров в крупных городах Италии и достиг даже венских театров.
Доменико Барбайя
Он изобрел напиток: кофе с шоколадом и сливками, названный его именем – «барбайята». Злопыхательство и критика в его сторону шла от тех певцов, кому было отказано в ангажементе, от композиторов, чьи оперы он отказывался ставить, от бизнесменов, кого он не допускал подбирать крохи со своего стола. Он покровительствовал действительно талантливым музыкантам, выпустил много незабываемых спектаклей в Ла Скала, Сан-Карло и в венском театре. Именно он заключил контракт с Беллини на новую оперу в Ла Скала, когда тот только-только начал искать опору в большом мире оперы. Безошибочное чутье, ловкость и размах, с которым он вел дела, снискали славу итальянской оперы в Европе. Как итальянская труппа покоряла Вену можно прочитать в книге Гарри Гольдшмидта «Франц Шуберт». Сказано много слов о нем в книге А.Фраккароли «Россини». Так случилось, что в первой половине 19 столетия итальянская опера испытала небывалый расцвет и захватила не только театральные площадки Европы, но и всего мира. Словно бушующая волна в мир ворвалась веселая, жизнерадостная, богатая музыка Россини, а за ней полилась напором музыка Беллини и Доницетти. После ухода Барбайи, Россини (отошел от дел богатым человеком довольно рано, в 37 лет, написав сорок опер), Беллини (внезапно скончался на подъеме творчества и славы в 1835 году) и Доницетти (скончался после умственного расстройства), итальянская опера по словам патриарха Россини пришла в упадок.
Молодой Россини
Сегодня, спустя 200 лет в театрах мира по-прежнему идут постановки Россини, Беллини, Доницетти, композиторов, кому покровительствовал Барбайя и помогал им завоевать славу.
- О.Гаряев



