Про хэллоуинское чтиво
Кажется, я немного припозднился с этим постом, но судя по тому, что там и здесь всё ещё мелькают новости/ картинки/ истории и подборки к хэллоуину, для хэллоуина и про хэллоуин, возможно моя ложка не столь опоздала к обеду. Читая статьи и смотря буктьюберов, я узнал кучу всего, что же можно почитать на этот заграничный мрачный, но невероятно весёлый праздник. Большинство из этого чтива, разумеется, иностранного происхождения, всякие там "Крампусы", "Приключения Джека Фонаря" и прочая. И не случайно, поскольку сей праздник явился именно из западной культуры. Кое-что от русско-язычных авторов мелькает порой, но редко. И как правило, современное.
В принципе, это логично, ибо новое, как правило, нуждается в продвижении сильнее, чем старое.
Чисто как альтернативу хочу предложить кое-что из русской классики, что по духу и настроению подходит для чтения в хэллоуин. Это не топ, и места здесь весьма условны. Скорее от наиболее известного к менее, чем по качеству. В конце концов, всё это классика.
1. "Вий" Н. Гоголь.
Кто же ещё может быть известнее из отечественных авторов мрачных историй, как не Николай Васильевич? Он у нас вообще известный любитель нагнать жути.
Итак, "Вий". Три студента киевского духовного учебного заведения отправились домой на каникулы, но заплутали и оказались на неком хуторе. Там они напросились на ночлег к одной старухе весьма готического вида. Старуха оказалась ведьмой и всю ночь каталась на главном герое - Хоме Бруте верхом, но Хома не будь дурак зачитал ведьму молитвами до смерти. Помогая при этом себе поленом. Умордовав бедную колдунью, он увидел, как она обратилась в красивую, но уже мёртвую панночку. Решив, от греха подальше, провести каникулы у себя в общежитии и более не искушать судьбу, Хома вернулся в Киев, но не тут-то было. Через несколько дней он получил приказ от ректора бурсы — отправиться к некоему богатому сотнику, чтобы читать молитвы над его умирающей дочерью-красавицей. И понеслась: упыри! Вурдалаки! "Поднимите мне веки!", и вот это всё.
Вообще, Гоголь, конечно, любитель подобных историй, но чем примечателен "Вий", так это победой тёмных сил над светлыми. А ещё там вся нечисть тусовалась в церкви. Чем не хэллоуинский сеттинг?
2. "Упырь" А. Толстой.
Интересный отечественный хоррор или, если угодно, готический роман 1841 года. Роман о вампирах, к слову, вышедший на 56 лет раньше знаменитого "Дракулы" Б. Стокера. Начинается довольно комично, с того, что главный герой - Руневский на балу бригадирши Сугробиной знакомиться с неким малоросским дворянином Рыбаренко. Сей господин по секрету сообщает Руневскому, что на балу присутствуют упыри. А узнать их довольно просто - упыри имеют обыкновение щёлкать губами. Весьма странный признак, отмечает Руневский и, соответственно, не верит г-ну Рыбаренко ни на грош. До тех пор, пока погнавшись за одной хорошенькой девицей, не остаётся на ночлег у вышеозначенной Сугробиной, где знакомится с призраком из портрета, становится свидетелем странного ритуала, и опять же - понеслась. Древний венгерский род с гербом в виде летучей мыши на алом полотне, мёртвые итальянские контрабандисты, родовые проклятия, Чёртов дом, дуэли (как же без них?) и, конечно, любовь (куда же без неё?).
3. "Семья вурдалака" А. Толстой.
Ещё одна мрачная и местами действительно пугающая история Алексея Толстого.
Маркиз д'Юрфе рассказывает о том, как он однажды попал в глухую сербскую деревушку. Семья, приютившая его кажется герою чем-то сильно подавленной. Всё дело в том, что дед Горча - старейшина всего семейства неделю назад ушёл в горы охотиться там на турецкого бандита. И завещал родным, буде вернётся он после восьмого дня, то кол ему в сердце - не иначе, ибо вурдалак он уже будет, а не Горча. Возвращается дед до исхода восьмого дня, и все как будто вздыхают с облегчением. Все, кроме старшего сына, который подозревает отца в самом дурном. Разумеется, подозревает не зря, поскольку Горча вернулся самым вурдалакистым вурдалаком из всех вурдалаков. И понеслась: осиновый кол, вурдалаки, дети-кровопийцы. А вообще произведение о том, насколько люди привыкли жить в своих уютных мирках и настойчиво отказываются замечать того, что в них не умещается, даже если это что-то у них перед носом.
4. "Призраки" И. Тургенев.
Странная, местами романтическая история о том, как некий господин повстречался с привидением хорошенькой девушки, которая горячо объяснилась ему в любви. Свидания проходили у них, как водится, по ночам. Прозрачная девица хватала своего возлюбленного, и вместе они летали в разные живописные места. Главный герой оказался при этом порядочным трусом, который при каждом полёте трясся, как осиновый лист, а потом и вовсе стал подозревать, что пока они летают, то призрачная девица украдкой попивает у него кровь. И быть может, эфемерная красотка любит его не такой уж бескорыстной любовью.
Рассказ маленький, читается быстро и легко.
5. "Нежданные гости" Н. Загоскин.
К некому богатому господину под ночь заваливается в гости толпа уродливых козаков (так и пишет "козаков", а не "казаков"). А точнее, он сам затащил их к себе, прослышав, что в селении объявились чужаки. Слово, за слово, гости оказались ребятами не простыми. Пили в три горла, ели, как не в себя, (о ужас!) пели скабрезные частушки, мотыляли оторванными головами, разбрасывались собственными конечностями на всю комнату, словом, повеселиться умели.
Рассказ тоже достаточно маленький.
6. "Штосс" М. Лермонтов
Не совсем мистика или хоррор, но вещь весьма загадочная. Молодой художник Лугин постоянно слышит в голове голос, который настойчиво уверяет его пройти по одному адресу. Как-то на балу он рассказывает об этом голосе некой даме, которая, видимо, желая отделаться от странного художника, предлагает ему сгонять по адресу, убедиться. что всё это глупость, и дело с концом. Пораскинув мозгами, Лугин приходит к выводу, что идея здравая, и отправляется в путь. На месте он находит брошенную квартиру, которая ему нравится настолько, что художник переезжает туда жить. Живёт, живёт, живёт, пока не появляется в его жизни некий господин, который предлагает ему сыграть в штосс. Художник ставит деньги, а вот загадочный господин приводит к нему в квартиру женщину такой красоты, что наш художник полностью теряет рассудок, такой красоты, какую любой живописец мечтает запечатлеть на своих полотнах. Отныне наш герой превращается в заядлого игрока и рубится с незнакомцев в штосс до потери всего на свете лишь бы заполучить оную даму.
На этом буду закругляться. Как вы, вероятно, заметили, здесь нет "Мастера и Маргариты", романа безусловно важного, но по моему скромному убеждению, всё имеющего несколько иной дух, чем День Всех Святых. За сим позвольте откланяться.
Всегда ваш,
Павел Беляев.
P.S. Если вдруг у вас есть, чем дополнить список, то милости просим!