Про критику и самооценку - научный взгляд
Наткнулась случайно на очень интересную статью, которая изучала реакцию людей на социальный фидбек, в зависимости от их самооценки и их ожиданий.
Разным людям, с разной самооценкой (включающих даже пару людей с клинической депрессией и одного с ПТСД), давали вместе с "подсаженным" участником отвечать на набор вопросов. Этот набор в том числе включал в себя три моральные дилеммы. Участнику говорили, что второй участник будет их оценивать и в этом и весь смысл эксперимента - описать первое впечатление от человека по интервью, сравнить, насколько оно соответствует самому человеку.
Поэтому по окончанию интервью, участника запихивали в МРИ машинку, сканировали мозг, и при этом выдавали ему ровно одно слово в качестве фидбека, которое могло быть негативным (например "самоуверенный"), нейтральным (например "сдержанный") или положительным (например "счастливый"). Это слово как бы передавало "первое впечатление" от второго участника. В реальности же слова заранее подготовили и выдавали рендомно из списка. Участник должен был оценить свое настроение после получения "фидбека-слова", потом высказать, насколько он считает, что это слово ему подходит. Потом все повторялось снова с другими словами.
Самого интересного в статье вот этот вот график:
К сожалению название осей даже в статье не очень читаемы, поэтому поясню. Слева направо:
График 1 (А): Красный - отрицательные слова, синий - нейтральные, зеленый - положительные. Боковая ось показывает уровень настроения участника после фидбека, нижняя положительность самого слова. Пунктирная линия и нормальные треугольнички - если участник ожидал такого фидбека (критика соответствует ожиданиям), простая линия и перевернутые треугольнички - если участник НЕ ожидал такого фидбека.
Как мы видим, соответствие ожидания реальности очень важно для настроения. Если фидбек не соответствует ожиданиям, то настроение систематически ниже, чем если он соответствует. При этом получить незаслуженный положительный фидбек все-таки лучше, чем заслуженный отрицательный, но не лучше, чем заслуженный нейтральный. То есть человеку приятней, если его оценят нейтрально, но по делу, чем незаслуженно похвалят.
Графики 2-4 (В): Теперь на горизонтальной оси степень самооценки участников. Слева - с низкой самооценкой, справа с высокой. Три графика для трех типов фидбека, отрицательный (красный), нейтральный (синий) и положительный (зеленый).
И тут тоже очень интересные наблюдения. По первому графику видно, что для человека с низкой самооценкой разрыв между ожидаемым и неожидаемым негативом на порядок больше, чем для человека с высокой. То есть обоим примерно одинаково, если их поругают по делу (они этого ждали), но человеку с низкой самооценкой на порядок сложнее переживать отрицательный фидбек, которого они не ждали.
С нейтральным фидбеком обе категории, с низкой и с высокой самооценкой, показывают примерно одинаковое поведение.
А с положительным фидбеком ситуация вдруг меняется. Оказывается, человеку с высокой самооценкой на порядок неприятней, когда его незаслуженно хвалят, чем человеку с низкой.
Какие выводы? Людям в среднем важнее не сама оценка, а соответствие ее своим ожиданиям. То есть если человек в курсе, что он плохо пишет, то если вы ему об этом вежливо скажете, он не сильно расстроится.
Однако люди с низкой самооценкой по жизни очень болезненно реагируют на неожиданную отрицательную критику и легко принимают неожиданную положительную. А люди с высокой наоборот - легко берут неожиданную отрицательную и плохо - незаслуженную похвалу.