Про мой опыт краудфандинга

В 2019 году я организовывала краудфандинг для печати "Осенней жатвы". Результат получился примерно следующий 133 тыс. р. собрано из запланированных 75 тыс. р., напечатано 130 экземпляров (я рассчитывала на 70-80)
Копирую сюда текст, написанный сразу после его завершения, раз уж пошла такая пьянка и обсуждение крауда, как явления.
Для себя - планирую повторить, его уж там.
Краудфандинг и тираж за свой счет
Первое. Если бы я печаталась за свои, я бы заказала тираж в 100 экз. Но в результате крауда только предварительно выкуплено 90, отложено еще 10, плюс мои авторские, плюс туда-сюда. В итоге я буду печатать 130.
С другой стороны, если бы кампания не собрала всю необходимую сумму, а книг бы выкупили, например, 40, я бы заказала с чистой совестью тираж в 50 экз. и на этом успокоилась.
Второе. Ну честно, формулировка "Я собрала N денег на тираж своей книги" звучит лучше, чем "Я напечатала за свой счет."
Краудфандинг - это не стыдно. И даже не больно. Почти. Не стыдно предлагать поддержать проект, в котором ты уверен, среди людей, которые в нем заинтересованы.
Стыдно просить денег, если ты глубоко внутри знаешь, что пишешь туфту. Стыдно писать хрень и ныть, что не читают.
А давать читателям возможно купить книгу, которую они купить хотят - не стыдно.
Краудфандинг и практика
Основное - трезво оценивать свои силы. И вот это прямо реально важно.
Если у вас десять активных читателей, тираж в три сотни книг у вас никто не купит, паровоз не взлетит, и останется только уныние и разочарование.
Основная аудитория, на которую может рассчитывать автор - это его собственные читатели. Книга - это не приют для бездомных котят, помогать которому будет множество любителей котиков.
Считать. Просчитать план А, план Б и план С еще до того, как ввязываться в это дело. Что мы сделаем, если кампания наберет 50% (показатель успешного проекта на сайте Планета.ру), что сделаем, если нифига не наберет. Сколько стоит доставка. И печать полиграфии. И какое минимальное количество экземпляров при печати полиграфии. И сроки с поправкой на Почту России. И все это перед тем, как начинать кампанию.
Внимательно читать буквы. Чтобы потом не оказалось, что издательство печатает не за две недели, а за 14 рабочих (!) дней и всегда так печатало, просто у кое-кого слово "рабочий" не отложилось в голове.
В целом, если все продумано и оценено здраво, то крауд - это не сложно.
Краудфандинг и некоторые выводы для себя
Но есть вещи, которые я точно буду делать (или хотя бы стараться сделать) иначе.
Как минимум, я постараюсь стартовать только тогда, когда все будет готово, а не "Крауд полтора месяца, мы же все успеем". Да, в моем случае свою роль сыграла долбанутая логистика и география, но если будет возможность, лучше не.
Потому что в процессе всплывает "Нам дали денег, может, фиганем цветной форзац?". Или редактор заболеет. Или астрологи объявят неделю отвратительного интернета в отдельно взятом таежном поселке.
Я точно хочу больше лотов. Разных, интересных, дешевых и дорогих. И обязательно таких, которые имеют цену для читателя/покупателя, но не требуют больших вложений от меня. Электронка "Осенней Жатвы" отлично пошла, например.
Нужно больше рекламы. То есть, вообще какая-то реклама, кроме репостов друзей и подписчиков. Да, я горжусь тем, что этого хватило, но краудфандинг сам по себе - отличный инфоповод для пиара, и как инфоповод я его использовала... ну... мало.
В общем, как-то так получилось.