Про творческое (откровения-2)
Анастасия Сизикова:
– Не подумываешь ли ты, Лида, написать сатиристический роман на окружающую действительность?
Я:
– Ты как в воду глядела! Да, есть задумки – и касательно вакцинации, и насчет навязываемой толерантности. Некоторым заметкам уже много лет, даже от руки написанные имеются. Но развернуть это в полноценный роман пока не получается. Впрочем, в "Индекс Ноль" тоже своеобразно высмеивается наша реальность. Кажется, я даже предугадала в нем кое-какие моменты – например, из жизни современных преподавателей. Недаром читатели мне порой об этом напоминают, присылая реальные примеры :)
Анастасия Сизикова:
– В каком жанре, кроме фэнтези, ты писать не будешь? Даже если впереди будет маячить ПрянЪ? Каков он - не твой жанр?
Я:
– Хм-хм… [задумалась] наверное, никогда не буду писать СЛР-ФЛР и академки. Еще мне сложно с детективами, хотя очень нравятся нуарно-детективные истории, и даже есть задумка на такую. Но там, скорее, сборник рассказов, связанных общим главным героем. В крупной форме детектив я вряд ли напишу.
Анастасия Сизикова:
– В какой твоей книге есть место всепоглощающей любви?
Я:
– Как ни странно – во многих. Недаром мои книги даже любовными романами называли [смеется]. Просто она разная, эта любовь. Мне кажется, настоящие глубокие чувства – обязательно всепоглощающие. А проявляться могут по-разному, опять же, обстоятельства играют роль. Наверное, самая сильная любовь – в трилогии Джи. Не каждый согласится пожертвовать своей сущностью и даже погибнуть ради призрачного шанса когда-нибудь встретить ту, кого полюбил и однажды не спас.
Анастасия Сизикова:
– Есть ли в твоей копилочке отрицательные отзывы, а также книги, которые ты никогда никому бы не посоветовала?
Я:
– Если речь об отрицательных отзывах на мои книги – да, есть. Их немного, и среди них даже есть обоснованные [улыбается]. Такие я больше ценю, чем медок в ушки, потому что вижу, где надо дорабатывать. Есть, конечно, и попытки полить известной субстанцией, не читав или проглядев по диагонали – из-за личной неприязни или просто отдавленной в метро ноги. Но они и внимания не заслуживают.
Если говорить о книгах, которые я бы никому не посоветовала – да, тоже есть. Но я не пишу отзывы на то, что мне не понравилось. Хотя висит задумка сделать цикл постов о книгах, на которые не стоит тратить время. Там будут только изданные, причем по большей части зарубежные – например, "Мусорный прибой" Цюфаня и продолжение "Видоизмененного углерода" Моргана. Но пока руки не дошли.
Анастасия Сизикова:
– Известное издательство предлагает напечатать твою книгу. Но им не нравится название и имена героев. Условия, которые предложены, и перспективы дальнейшего сотрудничества заманчивы. Согласишься ли ты?
Я:
– Сложно сказать. Зависит от конкретных условий – насколько они заманчивы? Если взять идеальную ситуацию, при которой мне прямо гарантируют жизнь с пера, то я, конечно, буду обсуждать сотрудничество. С названием проще, я готова его поменять, если предложенный вариант не окажется совсем уж бестолковым. С именами героев труднее. Имена всех ключевых персонажей имеют историю и смысл, и если их изменить, то потеряется целый пласт значений, а это уже плохо. Например, для Ингера-Джи я долго искала в словаре древнегерманских имен подходящий вариант. Если переименовать героя, то фразы церковников на трибунале потеряют смысл. Или вот взять Теслу – тоже имя, за которым целый фрагмент истории и целые главы. Нет, думаю, здесь изменения невозможны. В противном случае, получится совсем другое повествование, куцее, а видеть его изданным, тем более под своим именем, я не хочу.
Яна Иконникова:
– Кого из своих героев ты любишь больше всех и почему?
Я:
– Теслу, конечно же. Почему… Наверное, потому что для меня он идеальный. Думаю, у каждого автора есть такой персонаж, в котором собрано все, что автор любит. На самом деле, сначала я думала, что это будет Джи. Но он… эволюционировал :) Стал чересчур своевольным и циничным, а это не то, что мне нужно. Поэтому его история ограничилась трилогией. Сколько томов будет в истории Теслы – я не знаю. Зато теперь они оба в одном сеттинге, рядышком, и я могу сколько угодно любоваться обоими и их контрастом. Причем, что прекрасно, они не враждуют. Было бы скучновато изображать черное и белое.
Анастасия Сизикова:
– Есть ли у тебя персонаж, которого ты убила, а потом оплакивала горючими слезами? Хотя это уже будет, как спойлер. Можешь не называть персонажа.
Я:
– У меня был персонаж, от которого я хотела избавиться и убила [смеется]. Но он был настолько своенравен, что отказался умирать.
Евгения Высоковская и Яна Иконникова:
– Вопрос про Джи, насчет жизни и смерти.
Я:
– Можно ли его убить? Можно. Трудно переживать за героя, которому все нипочем :) Но на данный момент окончательно погибать он не планирует.
Анастасия Сизикова:
– Какие черты характера тебя больше всего привлекают в людях и какие свои черты характера ты переносишь на персонажей?
Я:
– Больше всего привлекает, наверное, умение общаться без манипуляций, а еще – четкая жизненная позиция, отсутствие удобного двоемыслия. Какие свои черты переношу – да, пожалуй, практически все. Причем часто – не лучшие. Большинство из них, конечно, досталось Нике: закрытость, уязвимость, непринятие себя и так далее. Многое утрировано, но в целом мы с ней похожи. Это "персонаж-я". А вот противоположными чертами и тем, что ценю в людях, я наделяю героев, которые для меня особенно важны и которые должны уравновесить, дополнить "меня". Наверное, так и получаются мои "идеальные" персонажи – из того, чего мне в моем окружении не хватает.
Анастасия Сизикова:
– Какой ты хочешь видеть себя через 10 лет?
Ирина Брестер:
– А меня интересует вот что. Лидия, какой вы видите себя в творчестве лет, скажем, через пять?
Я:
– Лет через 5-10 по моим книгам будут снимать блокбастеры [смеется]. Ну а серьезно – меня вполне устраивает, что и как я пишу сейчас, так что планирую продолжать в том же духе. Хочется, конечно, больше читателей и вообще мировой славы, но иногда я думаю – а зачем? Это будет означать конец свободы, а свободу я ценю. Возможность писать в свое удовольствие, без жесткого графика, без оглядок на тренды. Хотелось бы все-таки начать работу и над другими проектами, помимо "Терры". Думаю, к тому времени я основную часть цикла уже допишу, так что все вполне реально. Ну а что касается не-творческих аспектов – про это я писала в Личном.
Светлана И.:
– Вам нужна для творчества какая-то, особая, атмосфера? Вы ее как-то специально создаете или это не обязательно и можно писать где угодно в каких угодно, условиях?
Я:
– Зависит от возможностей. Абсолютно точно мне нужны две вещи: музыка и чтобы никто не заглядывал через плечо. Если эти два условия соблюдены, я могу писать хоть в самолете, хоть в поезде, хоть в очереди, коль уж вдохновение нагрянуло. Приходилось писать и под работающий телевизор, и когда по дому постоянно бегали три человека, но это, скорее, исключение. А так моя идеальная атмосфера – это темная комната, любимая музыка и бокальчик чего-нибудь полусладкого. И ночь. Нет, я могу писать и днем, но днем часто отвлекают, поэтому я редко сажусь за текст раньше полуночи. Погода тоже способствует – дождь или снег создают нужное настроение. К счастью, в наших северах этого добра много :)
Еще, конечно, играет роль особое состояние… Может быть, это то, что зовут вдохновением, но я различаю вдохновение как "желание создавать текст" и это состояние как "желание погрузиться в текст", особенное ощущение увлеченности своими героями. Когда буквально видишь сцены и, прежде всего, детали. Сложно объяснить. Такое состояние практически невозможно создать намеренно. Обычно оно приходит само – после путешествий, каких-то ярких событий, концертов… Это как влюбленность, которая нагрянула "вдруг" – из-за одного взгляда, из-за какой-то мелочи. Когда, например, в сотый раз смотришь фильм с любимым актером не ради сюжета, а чтобы подмечать детали. Иногда так рождаются целые истории… Я могу работать с текстом и вне этого состояния, потому что само по себе оно довольно выматывающее. Но наиболее яркие эпизоды написаны именно в нем.
Светлана И.:
– Вы пишете всё по порядку, или вразнобой?
Я:
– Вразнобой. Как правило, когда я начинаю книгу, у меня уже есть несколько фрагментов. Потом я набрасываю общий план, в который встраиваются они и другие идеи. Зачастую, когда я работаю над какой-то сценой, в голову могут постучаться фразы из ее середины или конца – тогда приходится быстренько записывать и возвращаться к тому моменту, на котором остановилась. И, надо сказать, такие фразы всегда остаются в тексте, потому что все так и было. Просто почему-то кто-то перемотал кадры и показал мне фильм не с начала, а с середины.
Благодарю за внимание! Ответы на остальные вопросы выйдут в виде отдельных постов — скучных статеек (ха-ха :)), угадаек и даже розыгрышей. Оставайтесь с нами, и да пребудет с вами Тупая Сова! :)
