Помните вторую часть «Хэллбоя»? Там где альтернативные сиды, армия големов и антагонист дает сто очков форы главному герою? Я вот тоже недавно вспомнила.
Я точно знаю, что не всем нравится игра с мифом, породившая Нуаду Серебряное копье , убивца своего отца Балора, коронованного оленьими рогами. Оставим открытым вопрос, насколько она корректна, но у меня от нее горит меньше, чем от афроамериканского Хеймдаля вселенной Марвелл или там от мутаций Бешеного Суинни в экранизации «Американских богов». Наверное, потому что сеттинг воспринимается как свой собственный, не привязанный к той реальности, в которой Племена Дану высадились в Ирландии и схватились с Фир Болг в месте, называемом Маг Туиред. Зато у них там черти и сиды големов делают. Бывает.
У меня есть три варианта. Или я натягиваю сапог на глобус, или оно пролезло само, или один из сортов травы у создателей «Золотой армии» был ничего так. Потому игра с архетипами получилась-то интересная. Вот смотрите.
Есть Балор. Здесь он сидский король, внезапно носит корону, подозрительно похожую на рога, что вообще-то символизирует сакральность его фигуры. Но Балор дряхл и бессилен. Как мы помним, бессилие короля — беда, печаль и разочарование. У бессильного (или увечного) короля земля не будет плодоносить, народ бедствует, потенциала как-то все исправить нет.
Лучшее, что может сделать старый король — передать власть молодому преемнику. Если он этого не делает, в этой системе вполне логично и правильно выпилить этого короля нахрен.
Здесь видна классическая кельтская триада: старый король — королева как персонификация богини-земли — молодой король. За королеву отдувается Нуала. Подвох в том, что она новому королю не рада.
И вот почему. Нуада Серебряное копье не несет для обновление для ее народа. Он — король мертвой Золотой армии, его вектор движения — не будущее, а прошлое. Это не тот король, который мог бы принести спасение.
И тут, кстати, становится очень занятным противоестественное слияние в образе Нуады Серебряного копья его прототипов — Среброрукого Нуады и Луга Могучее Копье.
Убийство Балора (в мифологии — деда) и волшебное копье это атрибуты Луга. Но Луг — король-победитель, король будущего.
Нуада Аргетлам другое дело. Он то увечный король, то король, который уступает свое место юному претенденту, а потом потом вообще погибает. Его имя очень выразительно смешает акценты.
(Хотя, может, все дело в том, что оно звучит антуражнее)
В «Золотой армии» фигня начинается когда Нуала покидает брата. Архетип продолжает работать, но подходящих исполнителей для него не завезли. У Нуалы нет претендента в короли. Хмырь с синей рожей (не помню, кто он) вообще не про это, Хеллбой тоже.
Нуаду побеждают исключительно через жертвоприношение Нуалы.
То есть, богиня-земля приносит себя в жертву, чтобы не допустить к власти то, что там быть не должно — мертвое прошлое.
То ли это так задумано было, то ли эти смыслы пролезли сами, но внутри них все печально. Ни королевы, ни короля, ни надежды на возрождение.
Такая вот история.