Проблемы демографии
Сетературному критику нечасто приходится рецензировать драматические тексты. Однако случается и такое. На этот раз мы будем разбирать монопьесу Александра Стуликова «Две полоски».
Как видно из названия, тема пьесы – нежелательная беременность. Главная героиня – Яна, девушка двадцати пяти лет, действие происходит в зале суда.
Если присмотреться, композиция имеет трехчастную структуру. Первая – рассказ об осознании факта беременности, а также реакции отца будущего ребенка (он позорно сбегает, а его мать тоже отказывается от внука, грубо оскорбляя девушку). Вторая – история попыток избавиться от ребенка (сделать аборт, продать его). И третья – описание жизни в тюремной камере.
На мой взгляд, наиболее удачной получилось именно третья часть. То ли автор расписался, то ли почему-то изображение беременной женщины, принимающей свое положение, ему личностно ближе. Не хватает лишь более плавного перехода от отрицания и гнева к принятию (стадия торга в буквальном смысле изображена в попытке продать ребенка виртуальным покупателям, но ее недостаточно). Переход получился слишком резким, немотивированным. Это выглядит так, как будто Яна смиряется с беременностью, когда ее начинает мучить токсикоз. Да и фактическая ошибка налицо: после двенадцати недель тошнота и рвота как раз должны отступить, гормональная перестройка организма беременной заканчивается.
Кроме этого, мне показалось, что рассуждает Яна чересчур логично, рационально (особенно в первой части). Все ее аргументы за и против материнства (в основном, конечно, против) понятны, однако в таких ситуациях часто руководствуются не холодной логикой, а чувствами. Инстинкт требует от женщины отнюдь не рационального. Яна рассуждает слишком по-мужски, взвешивая на весах плюсы и минусы.
Да и слишком умной она выглядит в данном случае. Налицо противоречие – далее героиня признается, что всегда путала Австрию и Австралию и не может назвать столицу Индии. Знания – не интеллект, но вообще создается впечатление, что автор пытался сконструировать образ глуповатой девушки.
Однако в целом пьеса получилась не без удач. Забавно звучат советы по привлечению мужского внимания, чтобы изменить свое семейное положение (дабы как-то устроить свою судьбу Яна записывается на курс «Замуж за три дня»).
«Наша цель — двуногое млекопитающее, часто небритое, плохо пахнущее, самоуверенное, временами чем-то недовольное, но, иногда всё же достаточно приятное существо.
Места обитания.
Футбольный или хоккейный матч, пивбары. Там большое скопление самцов и их разнообразие.
Отличное вариант – пельменная или столовая. Там их можно брать на ура, но только пока они голодные.
Автолавки и магазин рыбалки обходите стороной, не тратьте даже время.
Можно заглянуть в зоопарк или в театр, но туда они ходят не одни, как правило, с подружкой или с женой. С подружкой или женой. С женой или подружкой. Но нас это не должно волновать!
Если он окольцован, даже хорошо. Это означает, что наш мужчина как минимум приучен к лотку, почти не промахивается, может принимать пищу без нагрудника, уже зарабатывает деньги».
И далее следуют практические советы по привлечению внимания: игра губами, шепот, смех, тактильный контакт… Советы такого рода действительно можно встретить в интернете, и поданные вне контекста они выглядят чрезвычайно смешно.
Подытоживая, можно сказать, что монопьеса получилась достаточно грустной… Судьба ребенка и Яны под вопросом. Что будет с будущей матерью, решать присяжным. А демографические перспективы нашей страны выглядят и вовсе аховыми. Уж слишком сильными кажутся отрицательные аргументы.