Рецензия: «Фантош»
— У меня есть настоящие друзья.
— Как ты это понял?
— Мы умирали друг за друга не один раз.
©
Помните ли вы «лихие девяностые»? Если вы сейчас кивнули и сказали «Да, конечно, ширпотреб, идиотская мода, реклама, мексиканские сериалы и штурм Белого Дома», вы помните. Если вы мечтательно закатили глаза и простонали «Бригада!..»
В общем, только в том случае, если у вас нет вообще никакой реакции, даже «нет, но мне интересно, а как это было», вам можно пройти мимо. Это просто не ваш жанр настолько, насколько бесполезно пытаться баушке, которая крестится при виде мобильного телефона, показать лит-рпг.
— А как отличить хорошего человека от плохого?
— Никак, если ты не сценарист «Звездных Войн» ©
«Фантош»
«Фантош. Игра в открытую»
(...) Знаете, я не люблю клише и банальности. Не люблю их настолько, насколько же признаю, что литературоведение появилось намного позже, чем сама литература, равно как и маркетинг родится спустя тысячелетия после того, как первый неандерталец сообразил, что может продать кусок мяса на ракушку. Ну, все в нашей жизни систематизируется для того, чтобы было проще продать... (Как предприниматель я с этим согласна!)
Когда я открываю любую книгу впервые, скажу честно: мне страшно. Мне страшно, что я потрачу на нее свое время, а там выплывет такой Палпатин: «Муа-ха-ха!», или появится Волдеморт, или еще какой «архетип» (машу здесь рукой самому древнему маркетингу в мире искусства — комедии дель арте). Когда пытаются всучить мне банальность, я просто зверею. Мне хочется найти автора и расчленить его, мое время дорого, и ей, не так будет жалко мне денег, как три часа.
(...) Когда я открываю книгу и понимаю, что герои здесь не убогие архетипы, что один и тот же персонаж вызывает у меня восторг, а через пять минут мне хочется его пристрелить, чтобы не был такой свиньей, а еще через пять — пристрелить, чтобы просто не мучился...
Вот тогда я благодарю небо и рандом за то, что мне повезло.
(...) Готовьтесь к тому, что легко вам не будет.
Герои этой истории не раз заставят вас озадаченно потрясти головой.
Бандит, застрявший в тех самых «лихих девяностых», его криминальная шайка, его внебрачная дочь, его то ли партнер по криминальному бизнесу, то ли по бизнесу по отмыву, что, впрочем, тоже неблизко к законопослушанию.
Кажется, самый «архетипичный» набор. Ну, да, в жизни мы все «архетипы» (тут я позволяю себе посмеяться). Что такое хорошая книга? Вам случалось сначала сказать «Да он бы никогда!», а потом... да, озадаченно потрясти головой?
Случалось? Готовьтесь, вам это понравится.
Не случалось? Узнайте, как это бывает.
Хорошая книга — когда все как в жизни, а не как кем-то там собрано в один справочник.
(...) Очень сложно писать об этих книгах без спойлеров, а спойлеры будут неуважением к автору. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Потому что сначала вы видите набор привычных персонажей, и тут самое главное просто поверить мне и еще раз внимательно прочитать то, что я написала выше. Легко. Вам. Не. Будет.
(...) Итак. В один самый обычный день самая обычная девочка захотела нарисовать человека. В один самый обычный день самый обычный бандит решил вернуть украденные у него самым обычным мошенником деньги. Самый обычный мошенник решил — а, была не была. А остальные сказали — кой черт ты нас в это втравил?
Кой черт ты втравил нас во все это, автор? И дал персонажам не просто два-три лица, а их поступкам — не одну мотивацию? Вплел в историю удивительную науку (все, что написано, — правда!) и судьбы людей непростой профессии? Закрутил все тугой спиралью и заставил, раз взяв книгу в руки, уже не выпускать ее до самого конца?
Вы будете (слишком поздно) понимать, почему именно так, а не иначе. Удивляться, как вы не заметили этой подсказки раньше. Вас восхитит, как автор обходит стандартные «слезодавилки» — а он их обходит, делая историю логичней и проще, чем многие другие авторы (возможно, от перегруза сильнее «качели», конечно, только вот правды жизни от марша клиентов зоозащитных организаций, а стало быть, и веры в историю, в таком случае чуть меньше нуля).
(Как вам — когда вся семья героя погибает в кошмарнейшей катастрофе или когда нелепо погибает хороший молодой паренек от обычной банальности, которая случается каждый день, а остальные... остальные просто не могут с этим смириться? Не знаю, как вы, а я катастрофы встречаю не так уж и часто, мы все же не на вулкане живем, а вот когда жизни целых семей разбиваются по нелепой случайности...)
(...) Девочка-из-детдома, не озлобленная-жестокая-циничная (вероятно, нынче фотомодель или кто там еще? Миллионерша?), и не забитая жертва абьюза, мечтающая о «властелине» и ком-то еще. Обычная. Как мы с вами.
И много, много, много кого еще...
Две книги — только середина истории. Или начало.
Ни одного сюжетного поворота, который вы сможете предсказать.