Рецензия на книгу "Обезглавленное древо"
#Лит_Рид
Добрый день!
Вот я и дочитала эту работу, вокруг которой ходила где-то полгода. Но марафон хорошо мотивирует. Так-то я ее берегла «на сладкое» и, в целом, не разочаровалась, хотя получила вообще не то, на что рассчитывала.
Я думала, что будет некое роуд-муви в стиле многих янг-эдалт романов про взросление мальчиков в постапном мире, которые идут к какому-то городу. Ну вот так мне по обложке сначала показалось. Но на деле-то история больше философская, местами даже созерцательная. К тому же герои никуда не идут, а скорее перемещаются по замкнутому кругу. И к концу работы удавка этого замкнутого круга окончательно затягивается. Кстати, пусть конец и открытый, но аннотация второй части беспощадно спойлерит финал первой, к сожалению. И вот это, пожалуй, я бы отнесла к некоторым минусам.
В остальном же только плюсы. Очень певучий язык без избыточных описаний, безумно «вкусный» именно нелишними описаниями, уместными сравнениями, интересными символами. Обожаю такой стиль, даже если он в ущерб темпу повествования для кого-то. Зато успеваешь мир пощупать, посмотреть, пожить в нем вместе с героями и их повседневными обязанностями.
В принципе, в начале кажется, что это будет детская история про травлю, неприятие детей палача в деревне. Но потом книга оказывается романом про обреченность, вот так мне показалось. Про принятие неизбежности. И это буквально разбивает сердце, потому что понимаешь, что выхода нет. Это не история про суперсильных избранных подростков, которые по мановению руки вдруг меняют всю систему. И, как я вижу, от этой темы авторы все чаще стали уходить. Ну, думающие авторы, если можно так выразиться. В данном случае понимаю, что постап здесь только как предлог не привязывать сюжет к конкретной исторической эпохе.
Загадочная лихорадка и книги – намек о прошлом мире интересный. Но так человеческие отношения все же важнее.
И, если честно, не припоминаю ни одной книги, да еще о подростках, в которой бы автор рассказывал про жизнь палачей. Про то, какой это странный, по сути, статус: необходимая должность, исполнитель воли власти, которого все суеверно ненавидят.
Очень жаль, что Айк узнал обо всем от глупого любопытства. Увидел не клеймление или порку, а именно отрубание головы. С отцом у них и так отношения не очень. Ощущение такие, что Эдвард в какой-то момент заморозил все свои чувства, особенно, после смерти жены. Близняшек он не принял по понятным причинам – они как бы убили жену. У него тоже сплошные психологические травмы, даже если он пытается быть холодным и сильным. На деле он ведь был тонкой натурой, которая до сих пор проявляется в том, что он не может поднять руку на своих детей, в отличие от гадкого отца Джори.
Много можно говорить о том, как интересно «зеркалят» друг друга две семьи, отношения отец-сын. Также можно много говорить о том, какой нежный броманс между Айком и Джори. Но, в принципе, в конце это отдает уже зависимостью.
Айк требует у Джори советов. А кто такой Джори? Что он может знать о жизни? Старший товарищ, который на деле до смиренного ужаса запуган своим тираном-отцом. Возможно, от этого он стал философом, который часто думает о вечности, чтобы как-то утешить свою боль. У него своя драма, у Айка – своя. И помочь друг другу им сложно. Да, они героически спасли Крис, но во второй части романа советы Джори и переписка с ним не очень помогла Айку, а в самом конце эта привязанность едва не сгубила их всех. И, должно быть, Джори очень тяжело все время быть для Айка «старшим умным товарищем», чей совет буквально требуют с боем.
Еще с Эйвором очень натянулись отношения. Вплоть до того, что младший подумывает, не сдать ли Джори. Это было бы ужасно. От ревности совершить предательство. Но в конце это вроде бы проходит, братья обретают примирение. И все равно получается, что Айк привязан к своему дому, к семье, к образу жизни. Да и куда бы он поскакал? К морю? А что там?.. Вот такой импульсивный детский побег погружает в отчаяние читателя, ну вот у меня так было, потому что понимаешь, что ничего же из этого не выйдет. Но в этом эпизоде показано, что Айку рано или поздно придется окончательно попрощаться с детством, стать циничнее, злее. Просто чтобы жить дальше.
Из персонажей наиболее гармоничным и неизломанным мне показался искатель-Дирхель. Он вообще всех старается поддерживать. И показательно, что он два года заменял Эдварда, по сути, в роли отца. Это жутко, но у Дирхеля хватает хитрости и сноровки как-то жить на грани, не поступаясь своими принципами.
Кстати, о принципах… О них в романе много. О принципах, морали, Боге, жизни и смерти. Из-за этого начало кажется довольно мирным и безоблачным, пока мы не узнаем правду об Эдварде. В первых пяти главах Айк и Джори очень тепло и мило разговаривают обо всем, резвясь на лоне природы. Потом понимаешь, что краски лета темнеют вместе с наступлением осени, и тогда же меняется тон повествования, зарождается основной конфликт. В какой-то момент осознаешь, что конфликт так и останется неразрешенным. Айк остается обезглавленным обугленным древом, которому не во что больше верить. И хочется думать, что во второй книге удастся что-то изменить. Но с такой работой, которая передается в семье от отца к сыну, это крайне сложно.
По итогу… Во-первых, это не фантастика, как мне показалось. Жанр фантастика как-то сразу намекает, что будут технологии прошлого, может, космическое что-то, в таком духе. Постапокалипсис здесь, как мне показалось, условный, больше возвращение к Средним Векам. Сеттинг «постапа» почти не играет роли, если честно. Эпидемия, гибель человечества – нечто далекое и забытое настолько, что успели вернуться диковатые нравы с суевериями и, похоже, совсем без равноправия, что печально, но закономерно.
Во-вторых, это и не янг-эдалт с его клише, но янг-эдалт в смысле истории становления героя. О подростках, но без потакания «что попроще» и без «ты – избранный, который поменяет мир». Это история взросления и именно становления характера Айка. Только вот кем он становится? Очень болезненный посыл получается, в конце буквально не знаешь, куда деваться вместе с Айком.
В-третьих, это книга с глубоким философским подтекстом. И это было самым приятным открытием! Не везде он проступает, но такие вот как будто пространные разговоры о морали, выборе и посмертии современные авторы не часто вписывают, особенно, в истории про подростков. И это мне показалось главной отличительной чертой. Не считая вообще выбранной темы про жизнь палачей, вернее даже, детей палачей. Также отличительная черта – умелая игра с символами, выстроенная система изменения красок природы, деталей, на которые реагирует герой. Сквозь сюжет с перемещениями физической оболочки героя через символы очень тонко проступает некое путешествие духа. Но, полагаю, апогея и логического завершения это странствие достигнет только в последующих томах. В общем, несомненно продолжу чтение.
Вдохновения!