Рецензия на роман «Дневник Дорианны Кей»

Жанр книги можно охарактеризовать как дистопию. Дистопия – произведение, описывающее общество, утерявшее утопические идеалы, в котором верх взяли отрицательные тенденции. Точное определение дистопии сформулировала В. А.Чаликова в книге «Утопия и свобода», размышляя об Оруэлле: «Дистопия – не враг утопии, не враг рая, точнее, она не может решиться на обличение рая, когда на земле – ад, не может иронизировать над добродетелью перед лицом торжествующего порока. Все в мире, придуманном автором дистопии, химерично, абсурдно, преувеличено. Со всего содрано мясо жизни и обнажен ее зловещий смысл, представляющийся писателю одновременно и бесспорным, и невозможным».

В англоязычном литературоведении подобные романы получили название «young adult dystopian novels», которое отсылает не только к жанровым особенностям произведений, но и к их основной аудитории – молодым взрослым. Еще одной отличительной чертой дистопии считается то, что они охватывают сжатый промежуток времени и уделяют большое внимание описаниям окружающей среды, незнакомой для читателя, что роднит их с научной фантастикой. Основные темы, которые поднимают авторы молодежных дистопий: выживание в стратифицированном обществе, угнетение и многолетний террор, проблемы самоидентификации молодого человека в экстремальных условиях, противопоставление героя-одиночки системе.

Вы вступили на довольно сложное поле, в котором присутствует большое количество произведений подобной тематики самого разного уровня и качества. Этот жанр в последнее время стал невероятно популярен, каждый год выходят фильмы и книги. Думаю, нет нужды перечислять «Голодные игры», «Дивергента», «Бегущего в лабиринте», эти произведения, возможно, вам знакомы. В число молодежных антиутопий также входят: «Гостья» Стефани Майер, «Числа» Рэйчел Уорд, «Пятая волна» Рика Янси, «Делириум» Лорен Оливер, «Дающий» Лоуса Лоури и другие.

Вы избрали очень удачную форму повествования — дневник, у которого [СПОЙЛЕР]. Это не только добавляет повествованию достоверности, но и поднимает его на другой художественный уровень.
Вы очень искусно и постепенно раскручиваете сюжет, не заставляя читателя слишком долго томиться в нетерпении, но и не выкладывая карты на стол слишком рано. Вы планомерно рассказываете читателю о причинах произошедшей катастрофы, что такое [СПОЙЛЕР], чем мир жил до этого, что представляют из себя главные герои и их окружение.

То, что отличает ваш роман, его молодые герои — [СПОЙЛЕР]. Как тут не вспомнить «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Тем более вы упоминаете тест Войта-Кампфа, который, конечно, знаком каждому любителю этого произведения. Таким образом, вы скрестили две литературные традиции: молодежную дистопию и классический роман, затрагивающий этические вопросы. Сюда относится как «Песочный человек» Гофмана, так и научно-фантастические романы XX века.

У вашего романа есть большие шансы быть положительно принятым читателями. Думаю, многим будет интересно прочитать продолжение. И, самое главное, в вашем романе есть глубина. Вы ставите перед собой почти те же вопросы, которыми задавался Эрих Фромм: «Может ли человеческое естество быть изменено настолько, что человек забудет о своем стремлении к свободе, достоинству, честности, любви – словом, может ли человек забыть о том, что он человек?»

Редакторский отзыв подготовлен издательством ООО «Издательские решения».

Книга доступна на полках большинства электроных магазинов.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий