Родила царица в ночь: о сериале "Raised by Wolves" Р. Скотта
Мы видели уже несколько примеров, когда крутые киношные режиссеры выпускали крайне посредственные сериалы, но с случае «Воспитанных волками» это правило, к счастью, не сработало. Ридли Скотт остался Ридли Скоттом и затащил не по-детски.
СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! Я ПРЕДУПРЕДИЛА!
В далеком будущем все население Земли поделится на два противоборствующих лагеря: элитариев - религиозных фанатиков, последователей культа Митры, и варваров-атеистов. Митраисты, имеющие доступ к ресурсам и технологиям, создадут андроидов, которые принесут им победу, но практически уничтожат Землю. Собрав всех своих последователей, они погрузятся на Ковчег и отбудут на планету Кеплер-22b, пригодную для жизни. Но еще их, естественно, будет вести пророчество о Спасителе, мальчике-сироте (спасибо, что не с молнией во лбу), который построит великий город и приведет их в сияющее будущее.
Пара воинов-атеистов, Калеб и Мэри, вместе выросших в детском ополчении, находят на поле боя андроида-медика с загруженной базой митраистов. Понимая, что планету ждет катастрофа, они присваивают себе лица семейной четы митраистов, а потом, убив оригиналы, присваивают и их личности, став Маркусом и Сью. Ни в чем не заподозренные, они попадают на Ковчег и спасаются с Земли. Но есть один нюанс. У Маркуса и Сью был сын Пол, и теперь им приходится притворятся его родителями. В этом тоже нет особой проблемы, потому что в сообществе митраистов детей воспитывают специально обученные люди, а родители могут вообще с ними не контактировать. Но у Мэри-Сью (четыре раза «Ха» за такой выбор имени) внезапно просыпается материнский инстинкт, да и Калеб-Маркус привязывается к мальчику.
На Земле ученый-перебежчик, выросший среди митраистов (и освоивший их технологии), а потом перешедший на сторону атеистов, подбирает подбитую Некромантку – самое сильное оружие митраистов, андроида-валькирию, убивающую воплем. Он долго колдует над настройками, прививая ей человеческие чувства, в первую очередь, материнский инстинкт. Получившийся экземпляр он называет Мать, и отправляет ее на ту же планету Кеплер вместе с двумя чемоданами замороженных эмбрионов и обслуживающим андроидом по имени Отец. Они должны опередить митраистов, создать свою колонию и заложить основы нового человеческого общества, основанного на атеистических принципах. Мать и Отец в первое время неплохо справляются, прилежно практикуют общинно-родовой строй, но в суровых условиях дети один за другим гибнут, что каждый раз вызывает у Матери все более серьезный сбой настроек. В конце концов, остается последний ребенок, Кемпион. Он родился нежизнеспособным, но Мать накормила его своей питательной жидкостью (у андроидов вместо крови жидкость, напоминающая молоко) и он выжил. И, кстати, получил имя cоздателя Матери, хотя на тот момент она этого не помнила. Тут-то до Кеплера добираются митраисты, и их военный отряд во главе с Маркусом решает поиграть в ювенальную юстицию и изъять ребенка у андроидов. Мать, которая уже начала вспоминать кое-что из своих боевых навыков, окончательно съезжает с катушек, летит на Ковчег к митраистам и устраивает там классическое кровь-кишки-распидорасило. Выживает только группа, находившаяся в этот момент на планете, и дети, которых Мать забирает с собой. И среди них оказывается Пол, «сын» Маркуса. Поэтому остатки митраистов вступают в противоборство с Матерью с целью забрать детей себе. Мать тем временем, используя обломки Ковчега, восстанавливает свои бэкапы и вспоминает своего Создателя. Более того, в виртуальной реальности у них начинается роман, который заканчивается беременностью (!!!) андроида. Виртуальный Создатель объявляет ей, что воспитание детей было тренировкой, а ее реальная цель – рождение нового вида. И Мать в итоге рождает нечто, что передает прямой привет лейтенанту Рипли.
Помимо того, что сюжет сам по себе не самый банальный, сценарий еще и фантастически хорошо написан. В истории нет ни одного плоского, статичного персонажа, каждый из них по ходу повествования проходит сложную эволюцию. Будь то Маркус/Калеб, который сначала просто спасает себя и свою любимую женщину, потом из страха разоблачения свергает главу митраистов и занимает его место, а потом и вовсе мнит себя мессией и царем нового мира. Или будь то Мать, которая из мирного андроида, выращивающего человеческих детей, превращается в машину убийства, а потом подчиняет свою смертоносную силу великой миссии – защите своего потомства. Все так или иначе показывают себя с разных сторон, и маленький гений очень натуралистично мутирует в маленького фюрера. У каждого есть свой путь, который очень логично приводит их туда, где они все в итоге и окажутся.
Ситуацию усугубляют и сюжетные обманки, переворачивающие все с ног на голову несколько раз. Привычная история об Избранном вроде бы идет по проторенному Пути Героя, но потом дорожки начинают множиться, как в рассказе Борхеса. Да и кто этот Избранный, так до конца и не понятно, подходят сразу несколько кандидатов. Это и Кемпион, рожденный из пробирки и выращенный андроидами. Это и Пол, воспитанный, сам того не ведая, убийцами своих родных родителей. Это и Маркус/Калеб, сын убитых родителей-атеистов, выросший в партизанском отряде. Каждый из них в душе полагает, что избранный – это он, и ведет себя соответствующе. Но я ставлю на Кемпиона. Во-первых, он с молоком матери (хотя скорее с «молоком» Матери) он получил устойчивость к радиации. Во-вторых, он единственный из всех отказывался есть мясо Существ, загадочного животного вида их планеты. И правильно делал, ведь потом Мать и Отец выяснили, что на Кеплере была человеческая цивилизация, по непонятным причинам деградировавшая, и Существа – это результат деволюции, бывшие люди. Но в итоге вопрос с избранником так и остается открытым.
Вторая сюжетная обманка – беременность Матери, так настойчиво отсылающая к Библии, что сразу закрадываются какие-то подозрения. Нам последовательно показывают и Благую Весть, и непорочное зачатие, и даже декоративный Отец, почти что плотник, присутствует. Но рождается не Спаситель, а неведома зверушка, тоже, кстати, вскормленная «молоком» Матери. Так что они с Кемпионом, в каком-то смысле, одной крови. И кстати про «одну кровь» - тут еще одна обманка. Я очень долго думала, что «воспитанные волками» - это такой намек на Маугли, ну, человеческий детеныш выращен представителями другого вида. Но оказывается, что нужно читать не «волками», а «волчицей», и имелась в виду капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рэма (там даже зуб Ромула мелькает в качестве митраистской реликвии). Ромул и Рэм, как известно, вступили в противоборство, и Ромул брата убил, а потом основал Великий Город. А теперь внимание, вопрос. Кто и с кем будет бороться? Ну хотя бы понятно, что волчица – это Мать. Можно было бы заподозрить, что тут затаилась еще одна отсылка на волчицу Акбару из романа Чингиза Айтматова «Плаха», она ведь тоже потеряла все свое потомство и похитила в итоге человеческого младенца. Но я сомневаюсь, что сценаристы сериала так хорошо знакомы с советской литературой.
А вот с римской историей они явно знакомы хорошо, потому что выбор Митраизма в качестве воинственной религии – это бинго. Это ведь был культ, распространенный среди римских легионеров, что-то вроде нынешних кришнаитов (их движение было создано европейцами и для европейцев, и индийский антураж в нем исключительно как элемент экзотики). Культ Митры тоже возводили к зороастрийцам, но археологические раскопки показали, что подавляющее большинство святилищ находились на территории Европы, а весь псевдо-персидский элемент был внесен в качестве «тайн Востока». Но фишка заключается в том, что если бы карта легла немного по-другому, у митраизма были бы все шансы стать христианством. Но он стал им только во вселенной сериала. Почти все ведущие персонажи слышат «голос Сола», который подталкивает их к определенным поступкам, и происхождение этого голоса не до конца понятно. У меня есть на этот счет одна теория.
Все сверхъестественные явления очень тесно связаны с Ямами – огромными круглыми отверстиями в поверхности, из которых исходит тепло. В последней серии мы видим, что планета внутри полая, и Ямы ведут непосредственно к раскаленному ядру. В Яму проваливается шаттл, на котором прибыли на планету Мать и Отец. Вокруг Ямы построен пятиугольный Храм, про который митраисты читали в своих пророчествах. Люди начинают слышать голоса после длительного контакта с Ямой. Маркус, раненый Матерью, провисел над Ямой ночь, и после этого ему стал слышаться Сол, умело манипулирующий его ЧСВ. Яма использует слабое место Матери – внедренные в нее чужеродные человеческие чувства и ее любовь к Создателю, чтобы заставить ее выносить существо иного вида. Пол начинает слышать голос, после того как к нему возвращается Мышонок, который что? Правильно, упал в Яму. Яма посылает видения. Талли, погибшую дочь - Матери, или самого себя с прежним лицом – Маркусу. И это не призраки, это что-то вроде фантомов, которых рождал на космической станции разумный океан Солярис. И получается, что сама планета Кеплер обладает неким разумом и умело манипулирует индивидуальными слабостями копошащихся на ней людей. И единственный персонаж, не подверженный влиянию Ямы – это Кемпион. И я думаю, нас ждет много невероятных открытий в новом сезоне.