Рок-опера "Финрод". Сократили басню
Театр «Этериус» привез в Екатеринбург рок-оперу «Финрод». Я знаком со многими из команды «Этериуса» по мюзиклу «Последнее испытание», так что не мог не сходить и на «Финрода». В качестве литературной основы для этой постановки использован фрагмент эпического произведения Джона Толкиена «Сильмариллион». Те, кто читал эту вещь, знают, что она – вовсе не «Властелин колец», а очень на любителя, больше для фанатов вселенной (не мира даже) Средиземья, ибо события «Сильмариллиона» происходят не в Средиземье, а существенно западнее. Мрачные и несколько однообразные саги литературной основы повествуют о том, как довольно-таки сволочные, в отличие от «Властелина колец», эльфы воюют с еще более сволочными силами Тьмы во главе с Морготом и старым знакомцем читателей (зрителей) «Властелина колец» Сауроном. Эльфы предсказуемо терпят регулярные, но от этого не менее трагичные поражения, герои гибнут пачками, Джордж Мартин нервно курит в сторонке. Все всех предают, ненавидят и убивают. Условно хорошие (очень условно) проигрывают безнадежно почти до самого конца, когда особо шустрый эльф по имени Эарендил отправляется далеко на запад в обитель богов (Валар) и жалуется им на плохого Моргота, после чего те, осерчав, устраивают Повелителю Тьмы Войну Гнева.
Но это будет потом, а сюжет «Финрода» - из того периода, когда у эльфов все плохо. На общем мрачном фоне и при почти полном отсутствии положительных героев есть несколько светлых пятен, один из которых – главный герой постановки некий Финрод Фелагунд ибн Финарфин, один из удельных эльфийских князьков. По сюжету «Сильмариллиона» у Финрода с Сауроном происходит так называемая «дуэль на песнях». При таком словосочетании представляется что-то вроде рэп-батла, но там все круче – песня творения против песни разрушения. Естественно, трудно пройти мимо такого сюжетного хода, если твоя цель - музыкальная постановка, и создатели рок-оперы не прошли. А еще к этому моменту тесно привязана едва ли не самая интересная и романтичная часть сюжета «Сильмариллиона» - Сага о Берене и Лютиен – человеке-герое и эльфийке-волшебнице.
Меня изначально слегка озадачило название постановки – «Финрод»: при всем уважении к благородному потомку Финарфина его роль в этой истории – второстепенная – героически погибнуть в битве со Злом. То ли дело Берен и Лютиен – вот кто действительно главные герои. Возможно, именно странный выбор центрального персонажа обусловил все остальное. Итак, непосредственно к постановке.
В процессе ожидания зрителей развлекали саундтреком из Джексоновского «Властелина колец» - настраивали на нужный лад, так сказать. Неплохое решение. Но вот потом… Есть такой анекдот. «Ворона с сыром в клюве сидит на дереве. Подходит лиса, достает рогатку, стреляет, сбивает ворону с ветки, забирает сыр и уходит. Ворона (потирая шишку на голове): «Ни фига себе, как басню сократили!» Вот у меня было такое же впечатление от этой постановки. Ну тот факт, что из двух главных антагонистов, Моргота и Саурона, оставили одного – более известного широкому зрителю Саурона – пожалуй, плюс, чего нельзя сказать обо всем остальном в сюжете. По сути, он обрывается на середине, не развязав ни одного узла, кроме собственно гибели Финрода. Остальные ружья не выстреливают: история Берена и Лютиен не закончена, заявленный заговор двух изрядных гадов (не меньших, чем силы Тьмы) братьев Феанорычей, Колегорма и Куруфина, развития не получает. «Благородный» король Тингол, фактически продавший любимую дочь человеку за сильмарилл из короны Повелителя Тьмы, и его жена, пророчица Мелиан, немного помелькав в начале истории, тихо сваливают в туман… В то же время в постановке зачем-то присутствует Галадриэль, которая тут вообще ни при чем, если не считать того, что она сестра Финрода, а в остальном была за многие тысячи лиг от места событий. С одной стороны, авторы постановки сделали главным героем Финрода (повторюсь, очень спорное решение), а погиб он – и вроде как можно заканчивать. Но что делать со всеми остальными завязками? Авторы решили – ничего. Зрителю в финале осталось лишь со стуком захлопнуть отвисшую челюсть и сказать: «Как, уже все?». Увы, да. Вот прямо ощутимо не хватает третьего акта, развязывающего все узлы истории. Правда, это уже будет «Финрод» без Финрода. Может, тогда название поменять на «Сагу о Берене и Лютиен»? Так, все, умолкаю, страна советов…
Постановка могла бы вытянуть музыкой, но и тут присутствует половинчатость. Исполнители не подкачали, не придерешься – играли эмоционально, с огоньком, образы создавали в основном правдоподобные и близкие к канону – и Финрод (Ярослав Боярунас), и Берен (Данила Жиляев), и Саурон (Эмиль Салес), и Лютиен (Елена Бахтиярова). И вокал большей частью очень высокого уровня, а вот сама музыка… Три неплохих арии на постановку длительностью два с лишним часа? Как по мне, маловато. Оно вроде бы и ничего, но, привезя «Финрода» на гастроли в паре с «Последним испытанием», театр «Этериус» сам напросился на сравнение этих двух вещей. И тут, увы, сравнение не в пользу «Финрода» - что называется, труба пониже и дым пожиже.