Роман,по старинке написанный от 3-го лица, - о непреодолимом
Не скрываю, что меня когда-то давно восхитил метод Цвейга, который как в своём единственном завершённом романе "Нетерпение сердца", так и в новеллах обращается к мельчайшим психологическим нюансам, где раскрываются чувства и мотивации поступков персонажей. Натуралистично разбирая душу (а порой и тело) бедолаг буквально на атомы, Цвейг стремится проникнуть в такие глубины природы человека, куда, как по мне, лучше бы не соваться; ну вот и я решила ради развлечения и эксперимента создать нечто среднее между документальным реализмом и художественным психологизмом.
Роман "Я не скажу, кто твоя мама" (он существует в разных вариациях, в зависимости от объёма и акцентов, краткая версия - "Не отворачивайся от коляски") я написала очень бодренько ещё в нулевых, дополнив по свежим следам реальной истории уже в Лос-Анджелесе, когда прототип главного преступника откинул копыта (на протяжении повествования преступник мёртв - но живы и процветают все чёрные дела его, увы). Роман единственный написан от третьего лица и практически лишён динамики, поэтому, конечно, вызывает полное недоумение: это, мягко говоря, не особенно лёгкое и приятное чтиво. Подлинное издевательство над читателем :). Но главным образом огорчает Юна - героиня, которая в других историях цикла не появится, а лишь изредка упоминается как относительно неблагополучная.
Юна-Марина относится к слабым героиням, которых сломило похищение из родной семьи и жестокое обращение в детстве: истеричная "мать" и психопатичный "отец", оба впали в безумие, - так что сохранить здоровую психику у Юны шансов не было, и, когда всё наладилось, даже во взрослом возрасте выкарабкаться и возобладать над обстоятельствами у неё не получилось, как ни старайся. Она, конечно, обращалась к специалистам, - но толку, если она переговорит любого: они ей слово, она им - десять, да и интеллект у неё довольно высокий, она и без них про себя всё знает. Просто ей реально не помочь, не вытащить никак. И её попытки, как и их провал, я постаралась показать в романе; при этом где-то Юна вызывает жалость, где-то - отвращение из-за нескончаемого резонёрства и собственного бессилия, зато сочувствие вызывает редко (впрочем, когда роман был выставлен на другом сайте, сочувствующие девушки нашлись-таки, пусть и немного :))))).
Прямо скажем: собственное замужество заботит Юну куда меньше, чем тот факт, что новообретённый отец собирается снова жениться на матери, которой он всё простил по доброте душевной: и недосмотр за девочкой, и последующее неузнавание и травлю студентки в вузе. Таким образом, "Я не скажу, кто твоя мама" - единственная работа, где главным действующим лицом становится даже не человек, а комплекс Электры и то, как он зародился и развивался в глубоко травмированной личности; психопат-похититель убит, но оставил после себя нескольких чокнутых детей и чокнутую жену (окончательную потерю рассудка которой мы наблюдаем в последней главе).
Суть в том, что печальное наследие этого детоубийцы (настоящая девочка по имени Юна убита отцом четверть века назад) оказывается неискоренимо. Юна-Марина, пускай и воссоединившаяся с семьёй, закончит тем, что муж у неё - для секса и заботы о ней, ребёнок - для галочки, мать - чтобы было кого шпынять, туркать и педалировать чувство вины; настоящей близости она смогла достичь только с отцом, который первые десять месяцев её жизни круглосуточно занимался дочкой. В итоге глубоко в подсознании Юны укоренилось безграничное доверие лишь к одному-единственному человеку на Земле, что тревожит академика Петрова, - но тут уж старик ничего поделать не может, сколько ни бейся. Это роман о непреодолимом, несмотря на видимый хэппи-энд; о том, через что невозможно перешагнуть.
Несмотря на такой очевидный Юнин провал, я сделала невозможное для родителей похищенной девочки: после взаимных обвинений, многолетних упрёков, мести, издевательств и ненависти их отношения восстановлены, и старый Петров счастлив со своей стареющей Ельниковой - настолько, конечно, насколько способны быть счастливыми родители, видя, что их ребёнок в той же самой борьбе проиграл. А я, в свою очередь, проиграла крупному объёму (объём абсолютно не мой) - но всё равно довольна: это история, большинство действующих лиц в которой реальны, и мне хотелось её рассказать, как-то зафиксировать.