С тоской гляжу...
Пришлось за последний месяц ознакомиться с несколькими сочинениями сетевых авторов. Впечатление осталось удручающее. От прочитанного я не в восторге.
Я и от себя не в восторге, если что.
Мне часто не нравиться собственное косноязычие. Я стыжусь своих грамматических и синтаксических ошибок. Иногда спустя время, я перечитываю свое и не верю своим глазам. Неужели этот ужасный текст писал я?
Но то, что пришлось прочесть.... Это ни в какие ворота не лезет. Я понимаю, почему кое-кто называет сетевых писателей «зайками». Про что взвывают пишущие о том, как кровь льется из глаз при прочтении «Казуки, канючила Торемазу».
Ужаснейший язык одна из причин, вызывающих отвращение к современной сетевой литературе. Как могут люди так выражать свои мысли? Неужели, они написали текст и больше не читали то, что настучали по клавиатуре?
Язык имеет функции. Одна из них поддержание и развитие общенациональной культуры. Но не деградация же своей собственной...
Воспитание навыков использования грамотной речи является важнейшей частью писательского дела. Язык обладает богатейшей линейкой выразительных возможностей. Эта линейка позволяет придавать мыслям форму, приятную восприятию другого человека. Убогость, тавтология, приобретенная афазия сознания, неспособность строить сложносочиненные, сложноподчиненные предложения, нищий словарный запас, отсутствие внутренней потребности сколь нибудь внятно сформулировать свои мысли категорически!!!, категорически недопустимы в литературе. Мамкина норка!
Можно писать чернуху, если вам нравится этот жанр и мировоззрение, можно писать в "блато-понятийном" жанре, можно писать в каком угодно жанре, писать что угодно, но только не бесконтрольный поток своего сознания.
Можно даже писать и использовать в своем сочинении современный лексикон 2020+, как доминирующую словесную форму, со всеми этими Амаха́слами, кринжами, рофлами, крашами, шипперами, чеккерами. Хоть этот сленг и непонятен большинству. Но хрен с ним! Такое не возбраняется, кому надо, тот залезет в словарь или интернет и посмотрит значения.
Это даже было бы интересно и в новинку прочесть роман, построенный на молодежных неологизмах. Но... неумение авторов пользоваться своим родным языком, отсутствие элементарных навыков в формировании и выражении миру своих мыслей, нежелание учиться и исправлять глубоко оскорбляет читателя с нормальным (обычным) образованием.
Есть такие «произведения» на порталах, что их стыдно отнести даже к лубочному жанру. Лубок для таких авторов это высшая и недостижимая оценка. Уважаемый автор, ваше произведение не обязательно такое, но если вы читали мой отзыв о своей работе и пришли сюда по ссылке в этом отзыве, то, на мой субъективный взгляд, у вас явные проблемы со стилем изложения, структурой мыслей и речевыми конструкциями.
Этот пост я делаю, чтобы не пересказывать множество раз свои впечатления от плохого языка в прочтенных произведениях. Направляю вас сюда не для того, чтобы оскорбить или унизить. А, для того чтобы дать вам обратную связь со стороны читателя. Вы не можете познать свое, не познав другое мнение о вашем. Вы можете сколько угодно тешить себя своей гениальностью, но пока вам кто-нибудь не прокомментирует ваше сочинение, вы никогда не узнаете, что о нем думают.
Этот пост я делаю для того, чтобы попробовать донести простую мысль. Внутренняя речь НЕ РАВНА нашей мысли. То, что мы внутри себя говорим отличается от письменной и устной речи. То, что мы внутри себя ощущаем и то, как мы оперируем образами и обрывками слов, не является мыслью, пока мы не облечем ее в словарную(словесную) форму. А чем же является? ВНУТРЕННЕЙ РЕЧЬЮ! Сколько такого кошмара я перечитал за месяц....
Говоря «про себя», «внутри» себя мы прекрасно себя понимаем. Мы говорим (внутри) очень сжато, обрывочно, кусочками, междометиями, почти без субъектов предложения (потому что мы почти всегда понимаем, о чем мы думаем). Внутренняя речь вообще часто бывает достаточно хаотичная, так как она не обязана подчиняться формальным правилам языка. Но так же и читатель не обязан понимать наши клочки и обрывки представлений, мыслей и эмоций.
Особенно горько осознавать, что представления некоторых "горе" авторов о материальных благах так же убоги, как и их нищий и не развитый язык. Говорить о более высоких, духовных уровнях сознания и областях жизнедеятельности человека в этом случае бессмысленно.
Что может построить человек родившийся, выросший, всю жизнь проживший в курятнике и ничего не видевший кроме своего курятника? Правильно! Двухэтажный курятник! Больше ничего! Ваше произведение не обязательно такое. Но я очень надеюсь, что этот пост заставит задуматься. Тут нет никакого элитаризма или высокомерия. Мол эти авторы хорошие, а эти плохие(деревенщина). Речь не об этом. Речь о работе над собой и своим языком. Над своей способностью передавать информацию, эмоции, мысли при помощи Слова. Сегодня хорошая литература доступна как никогда, сегодня тренажеры по написанию текстов доступны, как никогда. Образование доступно, как никогда. Можно брать бесплатно курсы из Гарварда!
Если я хочу вырваться из своего курятника, что мне нужно делать? Ответ очевиден. Просто отправляться в путешествие по бескрайнему океану классической литературы. Мир офигенной литературы открыт как для туристов, начинающих юнг, матросов, капитанов, так и матерых морских волков. Нужно и можно читать, читать и читать. Развивать красноречие, мировоззрение, учиться формулировать мысли и развивать собственные навыки риторики.
Без осознания факта, что у мысли множество компонентов: эмоциональный, когнитивный, контекст мысли, всякие нюансы отношений, личных значений и прочее, и всё это сложно сплетено между, невозможно писать хорошо. Нельзя писать читабельно, удобоваримо. Если мы не пытаемся писать хорошо, то мне кажется, что трата времени на это бессмысленна. Конкуренция огромна. Время нашей жизни ограничено.
По поводу использования мата в текстах.
Мат в русской и советской литературе, за исключением единичных контекстных случаев, был строго табуирован. Первые художественные произведения с матом просочились к читателю в самиздатовских сборниках, которые печатали не только советских авторов, но и эмигрантов. Одним из первых(если я не ошибаюсь) романов, в котором использовался мат, был «Кенгуру» Алешковского. Сначала это немного шокировало, ведь Алешковский образованнейший и интеллигентнейший человек, написавший сценарий детского фильма «Кыш и Два портфеля». Он же автор песни «Товарищ Сталин, вы большой ученый». В романе, г.г. Харитон Устинович Йорк изъясняется как быдло, иногда как уркаган. Мата там предостаточно, но он уместен, потому что это остроумно и смешно. Это форма владения пером и мыслью.
Весь роман полон гротеска и нецензурщины. Но Алешковский имеет на это право, потому что он сначала доказал, что умеет писать Русским Языком хорошие произведения. Каждый роман может вызвать положительные оценки так и неприятие. Наверняка, у «Кенгуру» есть противники и поклонники. Речь не об оценке романа. Речь о применимости мата, как литературного инструмента...
С моей точки зрения, когда автор использует мат, как обыденную часть речи своих персонажей — они так разговаривают (зачастую, как и все, вокруг автора в реальной жизни), то он автоматом опускает себя и свое сочинение ниже плинтуса, пробивает таким образом дно днищенское. Потому что это делает произведение вульгарным.
Обезличивает сочинение, делает его ничем не отличающимся от других никчемных недоборзописаний. Обыденный мат в устах персонажа, потому что нет других слов — это отсутствие вкуса и признак низкосортной стилистики. Vulgus — в древнем Риме простородный, пошлый, обычный, присущий черни, невежественным людям, плебейский. Литература, пусть даже развлекательная, должна возвышать читателя. Именно поэтому в великой русской литературе практически нет мата. Надо сначала научиться владеть Словом. Разве нет? Если вы, все же, решили использовать мат, ну сделайте это художественно, народ! Сделайте так, как никто и никогда до вас не делал в литературе.
Сейчас, конечно, другие времена и не хочу показаться ханжой. В обычной жизни я, иногда, пользуюсь матом, чего уж скрывать. Но никогда не позволю себе ругаться матом при детях, женщинах, старших и малознакомых людях. Использовать мат прилюдно для меня не «круто».
Слышу его в роликах и подкастах в интернете. На улице. Часто коробит. Как пользоваться матом в жизни — личное дело каждого.
Но поверьте, если читатель встречает стилистически «кривой» текст, сдобренный матом в диалогах и мыслях персонажей, то он не может воспринимать автора иначе, как тупоумного быдлана.
Мировоззрение и кругозор. С этим тоже катастрофа. Кроме языка проявляется тотальная убогость мировоззрения персонажей, а возможно, и самих авторов. К примеру, я честно не знаю, что думать об авторе, третьестепенный персонаж которого, находясь в роли охранника олигарха, рефлексирует на тему об отмывании криптовалюты, в корне не понимая значения слова «отмывание». При этом я понимаю, что это мысли самого автора, потому что больше этот охранник и эта тема нигде в сочинении не появляются и не играют никакой роли в сюжете. Автор про них просто забыл. Так же как и забыл про название самой, отмываемой криптовалюты.
Указание стоимости, кажущейся автору ценности в рублях, предметов интерьера, одежды, аксессуаров персонажей, с потрохами выдает авторов, как людей совершенно неразбирающихся в том, что они пишут. И не пытающихся разобраться. Пример: «Очень дорогая древнегреческая ваза, которой не менее тысячи лет, стоимость один миллион двести тысяч рублей» Это очень глупо выглядит. И вызывает жалость. Не стал бы затрагивать ограниченность в вопросах религии и философии, но иногда такую чушь порят авторы. И так уверенно и так нагло. Удивляешься и пожимаешь плечами. Не знаешь, не пиши. Или минимально изучи вопрос. Википедия в руки.
Нищий кругозор. Ведь все знания доступны, посмотри, чем отличаются основные религии мира. В чем их сходство, а в чем диаметрально противоположные догматы, не позволяющие примирение между ними. В конце концов, чем православие отличается от католицизма с богословской точки зрения. Это нужно делать обязательно, прежде чем вкладывать чушь космического масштаба в уста представителей христианства по обсуждаемым вопросам. Такие перлы вызывают не меньшее сожаление.
Ну и завершая пост, выскажу мнение о низкокачественных текстах. Вам потом за них может быть стыдно. Это не про жанры, это не коммерческую vs идейную составляющую писательских мотивов. Это про самообман.
Не стоит тратить время на говнотектсы. Они не дадут ни денег, ни славы, ни уважения со стороны других людей. Никто не будет всерьез читать говнотектсы. Ну разве что, какие-то копрофаги и копрофилы.
Но вы же достойны большего? Вы же хотите жить в будущем в мире, где все чисто и аккуратно? Для этого нужно прилагать усилия над собой. Прошу вас, постарайтесь держать свой мозг, мозг своих читателей и виртуальное пространство в чистоте.