Самиздат в Китае

Не так давно прочла блог Никита Аверина об итогах книжного рынка в Китае. Действительно, если мы говорим исключительно о художественной литературе, то, особенно в последние десятилетия, электронный самиздат стал одним из популярных источников дохода, уступив продажам во время ведения прямых трансляций на площадках интернет-магазинов и в том же самом 抖音 ( китайский сегмент TikTok ).
Электронные экземпляры здесь более популярны, нежели бумажные издания, и я задумалась, а почему? ( далее приведены факты и мои размышления ).

 

1

Самиздат не столь требователен к содержанию, как традиционные бумажные издания, а значит, значительно доступнее для публикации. 


2

Так удобнее. Китай цифронизирован в значительно большей степени, нежели наши страны. Телефон всегда должен быть под рукой: это и связь, и оплата через Alipay и WeChat, и запись к врачу, и водительское удостоверение, персональные данные, оплата ЖКХ, заработок с просмотра видео, скидки в магазине, и многое другое. Всё необходимое есть в твоём смартфоне. При этом, китайцы не нагружают себя посторонними предметами, например, теми же самыми сумками. А потому, если в нашем метро я часто видела пассажиров, читающих бумажные книги, в Китае, по крайней мере я лично, такого не встречала. Если и читают, то с экрана.

3

Бумажные издания всегда имеют фиксированную стоимость, указанную на обложке (разве что можно сделать скидку). Потому среди книжных магазинов нет такой конкуренции, как у нас, так же зачастую они являются государственными. Как правило, книги покупают сразу со склада через интернет, что опять же, лишает книги рекламы, которую могли бы организовать книжные магазины.


4

Более того, книжные магазины здесь подобны библиотекам. Особенное разделы с детской литературой. Очень часто можно встретить детей, играющих в отделе и свободно читающих продающиеся экземпляры. Тогда, зачем их покупать? 😉


5

Ну и, возможно, самое главное  - это то, что, как мне кажется, китайцы предпочитают воспринимать информацию через видео, нежели через текст и аудио. По этой причине, и исходя из вышесказанного, самиздат иногда пропускает стадию бумажной публикации и сразу экранизируется. Особенно теперь, когда появилось множество интернет-платформ и приложений, самостоятельно инвестирующих в съёмки популярных веб-новелл и маньхуа (китайские комиксы, то же, что японская манга и манхва в Корее), поэтому, дорамщики могут чаще встречать совсем незнакомые лица в новых сериалах. 


Но, несмотря на перечисленное, классику и научную литературу вы всегда найдёте здесь также и на бумаге.

Что касается меня лично, хоть художественную литературу я предпочитаю читать в электронном виде или формате аудиокниги, то научную мне привычнее и удобнее иметь в осязаемом бумажном издании. В моём случае это связано, также, с привычкой помечать в тексте важные для меня мысли. Те, кто прочёл "Нефритового Тигра", могли заметить, что данной особенностью я наделила свою главную героиню.  

Что хотелось бы сказать в итоге. Несомненно, я считаю, что мир стремится к цифре, и достаточно быстро. Однако, даже в век электронной музыки есть ценители винила и плёнки. А потому, читайте, слушайте и пишите то и так, как вам нравится, но не забывайте, что скоро нас поработит ИИ 😀.
Творческих успехов и больше достойных книг! 💖

С уважением и любовью к моим преданным читателям, А. Сутямова!