Самый древний идол
Уникальный экспонат – деревянный истукан, который на несколько тысячелетий старше египетских пирамид и даже библейской Вавилонской башни, хранится в особом зале Свердловского областного краеведческого музея
К западу от уральского города Невьянска, былой вотчины купцов Демидовых, тянется обширный Шигирский торфяник – болотистая луговина, в центре которой находится Шигирское озеро, постепенно зарастающее осокой.
Со стародавних времен лежала эта местность нетронутой, пока в 19веке на Урале не были открыты золотые россыпи.
В здешних краях началась «золотая лихорадка».
Появились старатели и на Шигирском торфянике.
Драгоценный металл находили тут под толщей торфа на глубинах до 8м, поэтому выработки вели в открытых разрезах.
Почти сразу же золотодобытчики начали находить в торфе хорошо сохранившиеся предметы из дерева, камня, глины, рогов и костей животных. Это были различные фигурки, предметы утвари, кинжалы, наконечники стрел, рыболовная снасть и т.д. На некоторых из них был нанесен сложный орнамент.
Находки подобного рода исчислялись тысячами.
Уже тогда археологи заговорили о том, что в далекой древности на месте Шигирского торфяника тянулась цепочка озер, на берегах которых жили люди, создавшие уникальную культуру.
Находки, между тем, продолжались, и самая удивительная из них была сделана 24января 1890года на 2-ом Курьинском прииске.
С 4-метровой глубины рабочие извлекли на поверхность части фигуры, высеченной когда-то из цельной лиственницы.
Когда дерево очистили специальными скребками от вековой грязи, то взорам ученых предстали человеческие лица, или личины, в обрамлении затейливого орнамента.
Находку назвали Большим Шигирским идолом.
Предпринималось несколько попыток сложить фрагменты истукана в единое целое, восстановить его первоначальный облик.
Наиболее удачной и самой известной считают реконструкцию, выполненную уральским археологом В.Я.Толмачевым в 1914году.
Сложив разрозненные части деревянной скульптуры по своей схеме, ученый определил ее общую высоту – 5,3м.
У идола имелись объемная голова с 2-сторонним изображением и длинное туловище, или тулово, в виде доски.
На широких плоскостях этой доски древними мастерами были вырезаны лики, расположенные по вертикали.
Толмачев описал пять плоских ликов – три с лицевой стороны доски и два с обратной.
Каждая личина вместе с орнаментом образовывала отдельную фигуру, и все они отличались индивидуальностью.
Часть изображений была выполнена в так называемом «скелетном» стиле.
Внутри очертаний различались два коротких отрезка – «пятна», характерных для древних уральских изображений.
Такие «пятна» могут символизировать душу либо, учитывая их левостороннее расположение, сердце.
Кроме того, доску со всех четырех сторон, в том числе, и с боков, покрывали резные орнаменты и знаки-символы.
Нижний конец скульптуры представлял собой затесанное на конус бревно с выемкой в основании, что, скорее всего, подразумевало ноги.
По всем признакам, идол не был вкопан в землю, а стоял на виду целиком, прикрепленный, видимо, к некоему ритуальному столбу.
Заслуга Толмачева еще и в том, что он сделал подробные зарисовки Большого идола.
Это действительно огромная удача, ибо позднее одна из вставок бесценной реликвии длиной 1,93м бесследно исчезла.
До сих пор неизвестно в точности, когда именно случилась утрата.
По одной версии, еще в годы гражданской войны, по другой, - в период Великой Отечественной, когда музею пришлось сильно потесниться, чтобы принять на временное хранение сокровища Эрмитажа.
Так или иначе, но к настоящему времени сохранилась лишь верхняя половина тулова с головой, а также нижняя часть, затесанная на конус.
Их общая высота составляет около 3,5м.
Единственным же источником, позволяющим судить, как о пропавшей части, так и о скульптуре в ее первозданном виде, является рисунок Толмачева.
Надо отметить, что талантливый уральский археолог собирался более детально изучить загадочную реликвию, но осуществить задуманное ему не довелось.
В годы гражданской войны Толмачев, имея статус офицера царской армии, вынужденно оказался в восточных регионах страны, откуда эмигрировал сначала в Харбин, затем в Шанхай.
В Китае, несмотря на трудности быта, ему удалось продолжить занятия археологией и даже участвовать в раскопках.
В 1942году ученый вместе с женой добился советского гражданства, но умер по дороге на родину, в Китае.
Вплоть до 1997года Большой идол хранился в запасниках музея, вызывая интерес, главным образом, ученых мужей, которые спорили о его загадках, в том числе, о возможной датировке.
А затем возраст истукана решили определить с помощью метода радиоуглеродного анализа, весьма и весьма точного.
Эксперимент проводили сотрудники Геологического института Российской Академии наук в Москве, а также Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге.
Результат принес мировую сенсацию!
Возраст Большого Шигирского идола составил 8680 лет (погрешность – 140лет)!
Деревянная скульптура оказалась древнее египетских пирамид, каменных построек майя и ацтеков!
Каким же образом дерево, пускай и очень прочное, пережило тысячелетия?
Секрет в торфе, который является идеальным консервантом.
Нечего и говорить, как резко возрос после этого интерес к древнему артефакту со стороны научного сообщества!
А в своем музее Большой идол тут же стал экспонатом номер один.
Для его хранения на оборонном заводе заказали особый стеклянный саркофаг.
После размещения идола в витрине из нее выкачали воздух и заполнили ее инертным газом.
Саркофаг со специальной подсветкой установили в отдельном зале, разместив здесь же еще около 600экспонатов, составивших экспозицию «Шигирская кладовая».
В этот же период, в августе 2003года, ученые обнаружили среди орнаментов идола еще одну личину, которая отсутствовала на рисунках Толмачева.
Она находилась на оборотной стороне сохранившейся части доски и была едва намечена.
При этом вместо носа у нее был сучок, что придавало ей сходство со зверем.
Сучок-то Толмачев прорисовал, а вот самой личины не заметил.
Таким образом, первоначально идол имел изображения семи личин: объемная голова, венчавшая его, и шесть плоских персонажей, по три с каждой стороны доски.
Цифра же семь имела у древних сакральное значение, считалась одной из самых таинственных.
Уже в те времена люди знали, что каждая из четырех фаз Луны делится на семь дней.
Логично предположить, говорят некоторые исследователи, что Шигирское божество, с его семью личинами, олицетворяет Луну, и что орнамент, покрывающий тулово, является не чем иным, как древнейшим лунным календарем.
По другой версии, в элементах геометрического орнамента идола закодировано мировоззрение наших далеких предков.
Древние уральцы верили, что боги живут в волокнах лиственницы и являются хранителями человеческих душ.
Лики на разных сторонах доски олицетворяют духов, принадлежавших к разным мирам: к Верхнему и Нижнему миру, к миру живых и к миру мертвых, к мужскому и женскому началу.
При этом «поэтажная» постановка фигур подчеркивает иерархию представленных образов.
Глубокий смысл заложен в каждой детали орнамента.
Так, прямая линия могла означать землю, горизонт, границу между землей и небом, между водой и небом, вообще границу между различными мирами. Волнистая линия или зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Кроме того, зигзаг являлся сигналом опасности.
Квадрат, круг, крест, ромб изображали огонь или солнце.
Оригинальную гипотезу предложил доктор философских наук, профессор В.Чудинов.
Он провел эксперимент, увеличив на компьютере изображение идола, зарисованное Толмачевым.
При этом внутри орнаментов проступили буквы и целые надписи!
Анализируя их, Чудинов пришел к выводу, что идол изображал Мару – богиню болезней и смерти, покровительницу «загробного народа», которую чтили древние уральцы.
Чудинов предположил, что в седые времена истукан стоял на болоте, которое воспринималось как царство мертвых, где безраздельной владычицей была богиня Мара.
Со всей округи сюда приходили к ней на поклонение, принося дары в память об усопших, - кто фигурку, кто украшение, кто наконечник стрелы…
Именно поэтому на Шигирском торфянике было найдено так много предметов древней культуры.
* * *
Паломничество специалистов со всего мира к Большому Шигирскому идолу продолжается.
Несмотря на утрату важного фрагмента, он все равно остается крупнейшей из когда-либо найденных деревянных скульптур древности.
Его загадки еще не разгаданы до конца, и нельзя исключить, что нас ждут новые открытия и новые сенсации.