Сапковский о персонажах. Согласны?

Сегодня увидела интересный пост. Захотелось порассуждать на эту тему.

 

Анджей Сапковский - довольно известная личность в мире литературы. Благодаря ему люди узнали историю ведьмака Геральта, по которой и игру забацали, и сериал сняли (вроде, даже не один). Так вот, однажды Сапковскому задали такой вопрос: «Что вы делаете, когда персонаж выходит из-под контроля автора, выламывается из сюжета?». На что писатель невозмутимо ответил: «Персонаж для писателя -  это черные буквы на белом листе. Как они могут выйти из-под контроля и чего-то требовать?». И вот тут я, как называется, впала в ступор...

 

С технической точки зрения герой книги, как и мир в целом - это буквы, набранные на клавиатуре или написанные вручную. Но вряд ли существует человек, который, читая, видит один только текст. В компании с интересной книгой мы как бы погружаемся в описываемый мир и знакомимся с героями, воспринимая их как реальных людей со своими радостями и проблемами. Странно, что писатель - по сути, фантазер - видит только буквы.

 

Нет, я, конечно, утрирую, и каждый писатель так или иначе представляет себе образ персонажа, но, как мне кажется, чтобы проникнуться им, недостаточно просто представить внешность. В своем воображении я все время нахожусь рядом с этими людьми (и не людьми), слушаю их истории и наблюдаю события, которые с ними происходят. Для меня все они - ни разу не буквы на листе. Кто-то имеет реальный прототип, кто-то "взят из воздуха", но каждый из них - живой. Иногда я сравниваю писательство с популярной игрой The Sims. Ты, вроде бы, и управляешь персонажами, но на минуту отвернешься, и они уже начинают жить своей жизнью.

 

Поэтому - да, мои герои могут выходить из-под контроля, чему я даже рада. Это значит, что у меня получилось создать максимально "живого" человека (насколько вообще термин "живой" уместен в этой ситуации"), который думает и действует, а не тупо выполняет команды. Конечно, можно удариться в дебри логики, и сказать, что любое действие героя - это желание автора. Очевидно, кэп. Однако дело в том, что, когда герой получается "живым", автор начинает по-другому мыслить в его отношении. Мне всегда было интересно, что по-английски "персонаж" - character. По-моему, лучшего термина и не придумаешь. Ведь мы создаем не просто образы - мы создаем характеры. Добрые, злые, веселые, депрессивные - это всё наши герои, которые меняют не только мир книги, но и мир автора. Учат его смотреть на одну и ту же ситуацию с разных ракурсов, принимать важные решения, беззаботно веселиться. Иногда мы понятия не имеем, на что способны, но боимся рисковать в реальной жизни. Книга же дает шанс прожить ту или иную ситуацию в "теле" героя. Со мной так было: некоторые решения мне помогали принять мои же персонажи. Пусть их не существует в действительности, но они есть там - в книгах. И проживают свои жизни - полноценные и интересные. Они любят, ненавидят, рискуют, боятся, познают мир или запираются в четырех стенах. Они разные, и это делает их "живыми".

 

Поэтому - нет, я не могу относиться к ним, как к бездушным буквам.

 

И сегодня я, наконец, поняла, почему мне так и не зашел "Ведьмак".