Литмаркет - читать книги онлайн бесплатно и без регистрацииВ приложении удобнее!
Установите приложение Литмаркет Книги и читайте любимых авторов даже без интернета!

Сара Дж. Маас. «Королевство шипов и роз» . #Мнение

В поисках вдохновляющего ромфанта я решила почитать «Королевство шипов и роз», заинтересовавшись популярностью произведения с неоднозначными отзывами. Кроме того, я с детства люблю «Красавицу и чудовище», а книга показалась мне иной интерпретацией знакомой всем сказки. Честно признаюсь, что ждала банальностей и шаблонов (и была бы им рада намного больше).

 

О книге

«Королевство шипов и роз» — роман американской писательницы Сары Дж. Маас, опубликованный в 2016 году. У него есть продолжение: «Королевство гнева и тумана», «Королевство крыльев и руин», «Королевство стужи и звёздного света», «A ​Court of Silver Flames» (не переведена на русский язык). Все книги идут с пометкой «бестселлер».

 

Могла ли знать девятнадцатилетняя Фейра, что огромный волк, убитый девушкой на охоте, — на самом деле преображенный фэйри. Расплата не заставила себя ждать. Она должна или заплатить жизнью, или переселиться за стену — волшебную невидимую преграду, отделяющую владения смертных от Притиании, королевства фэйри. Фейра выбирает второе. Тамлин, владелец замка, куда девушка попадает, не простой фэйри, он — верховный правитель Двора весны, одного из могущественных Дворов, на которые поделено королевство. Однажды Фейра узнает тайну: на Двор весны и на Тамлина, ее покровителя, злые силы наложили заклятье, снять которое способна только смертная девушка…

#О героях

Белль. Главная героиня романа — Фейра, простая девушка из семьи разорившихся аристократов. Младший ребёнок в семье, помимо неё в старой и разваливающейся халупе живёт её калека-отец и две старшие сестры. Ничего общего у героини с Белль из «Красавице и чудовище» нет. Ни тёплых отношений с родственниками, ни любви к книгам. Зато есть колчан со стрелами, лук и обещание матери позаботиться о семье.

Неста — её старшая сестра, которую нам через призму Фейры показывают надменной и самовлюблённой, пока к середине книги не раскрываются и добрые стороны героини. Одна из немногих женских персонажей, на мой взгляд, здравомыслящих и адекватных.

Элайна — вторая старшая сестра Фейры, которая немного наивна и романтична.

Отец Фейры — азартный мужчина, который палец о палец не ударил, чтобы как-то заняться благосостоянием своей семьи. Морис с поделками из дерева и огромным долгом.

Чудовище. Тамлин — фэец, повелитель Двора весны, которому не посчастливилось попасть под проклятие «злой ведьмы». Не имеет ничего общего с принцем, а скорее выступает его полной противоположностью — мягкий, добрый, галантный, не избалованный юнец, но! с когтями, которые часто показывает по любому поводу, и рычанием зверя.

Ласэн. Иногда из-за его ворчания мне очень хотелось назвать его Когсвортом. Лучший друг Тамлина, тоже фэец. Первую часть книги Ласэн кажется немного агрессивно настроенным против Фейры, но уже под конец мысли о его недоброжелательности улетучиваются.

Асилла. Мадам Потт. Служанка, которая занимается волосами, едой и одеждой Фейры, а также постоянно пытается наставить её на истинный путь и втолкать в голову несколько нравоучений.

Амаранта. Та самая «злая ведьма», наложившая проклятие на Тамлина и всех жителей его двора. В отличие от оригинальной сказки, Амаранта преследовала совершенно другие цели — отомстить всему роду человеческому, упиться чужими страданиями и… конечно же, заполучить отказавшего ей мужчину. По злому року судьбы является фемГастоном, но борется отнюдь не за руку Белль.

 

#Мнение

В начале чтения параллели с «Красавицей и чудовищем» кажутся неявными: у Фейры своя предыстория, не имеющая ничего общего с оригиналом, но по ходу развития сюжета появляется заколдованный принц в золотой маске и с обликом зверя, который он может принимать по личному желанию, и таинственный замок-поместье, наполненный такими же заколдованными слугами. Есть даже запретное «восточное крыло» — часть леса, куда Фейри ни при каких обстоятельствах нельзя забираться, и сцена в лесу с волками, где волки — наги. Разумеется, не обошлось без проклятия, которое может снять только человеческая женщина искренними чувствами к тому, кого считает чудовищем, но на этом, пожалуй, параллели кончаются.

В пятнадцать я бы не обратила внимания на какие-то моменты и проглотила бы книгу, не глядя, как проглатывала в тот период популярные «Сумерки», «Гостью» Стефани Майер и некоторые произведения отечественных авторов.

Не буду разбирать всю книгу по костям, но, пожалуй, отмечу некоторые моменты, которые задели меня больше всего. Всё остальное я списываю на жанр. Это тоже можно списать, но… но!

Перейду сразу к испытаниям, которые выпали на долю Фейры. Первое испытание — лабиринт, где Фейра прячется от земляного червя огромных размеров. Чтобы спастись и убить противника, Фейра голыми руками ломает об колено кости крупного животного (упоминается не то бык, не то вол), из которых создаёт тропу из шипов приличного размера, чтобы загнать червя в ловушку.

Я искренне не понимаю откуда у неё столько сил, чтобы сломать крупную кость в два счёта об колено. Не понимаю, как можно загнать занозу из кости под кожу. И не понимаю почему огромная тварь, налетев на такие шипы, не раскрошила их своим телом, раз даже у Фейры хватило сил их ломать в таком количестве за короткое время, а благополучно издохло на радость героине.

Дальше — лучше. Испытание не обходится для Фейры без потерь. Она не то получает в руку осколок кости, который пробивает ей сухожилии в руке насквозь, не то это её собственная кость торчит (по описанию делаю вывод, что торчит чужая кость). Два дня Фейра лежит в камере, истекает кровью, не пытаясь ни достать обломок, ни использовать жгут, ни сделать что-либо кроме размышлений о проблеме и о том, что принесенную еду жрать невозможно, несмотря на дикий голод. У неё начинается лихорадка от заражения крови или состояния близкому к нему. Когда к ней приходят с помощью, у Фейры остаются силы отнекиваться, брыкаться, постоянно плеваться в фэйца (обезвоженная, с большой потерей крови, с лихорадкой), прежде чем согласится на его условия.

Я понимаю, что героине надо превозмогать ради любимого, но мне тоже приходилось превозмогать желание искать логику и объяснения тому, что я читаю, не списывая всё на фэнтезийность.

Героиня не вызывает у меня лично никакой симпатии и сочувствия или сопереживания. С самого начала — отторжение к девочке, от которой слишком сильно разит обидой на весь мир, и которая тянет на себе весь мир, потому что дала обещание матери, и что якобы без неё всё рухнет и все бесполезны. Я не увидела и не почувствовала в ней силы, о которой говорит автор, за слоями злости, недоверия и обиды. Да, всё, что она пережила за девятнадцать лет, объясняет её характер. Дикий волчонок, которого на протяжении всей книги пытались приручить или превратить в грациозную кошку, которая научится жить, а не выживать.

Плюсом отмечу, что Фейра, несмотря на то, что именно она могла снять проклятие и освободить всех, оставалась всё же человеком, который нуждался в чужой поддержке и помощи. Поблизости всегда оставался кто-то, кто спасал её из передряг, доставал с того света, лечил её раны, давал подсказки и направлял, выполняя за неё большую часть работы.

Многие «удачи» Фейры позднее объясняются тем, что «это не то, чем кажется», и на самом деле это не Фейра такая удачливая и сильная/хитрая, а ей позволили себя такой посчитать.

Но, что мне не понравилось, это то, что при каждом удобном случае Фейра не забывает смотреть на всех мужчин вокруг как на кусок мяса, оценивая их воинские качества исключительно рассматриванием мускул, глубоких вырезов, облегающих штанов и волос, разбросанных по плечам. Постоянное неуёмное желание героини оказаться с кем-то в постели и мление вызывало у меня отторжение (позволю себе отступление, в той же «Чужестранке» Дианы Гэблдон, что в сериале, что в книге, несмотря на обилие подобных сцен, они не отталкивают, а органично вписываются в повествование). Ближе к концу книги выясняется, что зуд Фейры — это художественный приём, без которого история не развернулась бы дальше. Асилла, рассказывая о проклятии, делает акцент на разнице между похотью и любовью, а именно второе могло снять проклятие. Рассказывает уже после того, как Фейра, проведя ночь с Тамином, сбежала в закат.

Остаток книги Фейра пытается убедить фэйский двор в искренности чувств к Тамлину и спасти всех от проклятия Амаранты. Убедила ли Фейра в любви Тамлина и остальных? Да. Убедила ли лично меня, как читателя? Нет. Несмотря на все испытания, которые свалились на долю одной смертной девушки, всё представление о ней и её поступках до конца книги разделилось на: «она просто хотела выжить» и «хотела мужчину». Я верю в искренность чувств Тамлина, но, несмотря на «сказку о любви», любви в ней совершенно не чувствую. Похоть — да. Возможно, её было слишком много на протяжении всей книги в не самой лучшей, на мой взгляд, подаче. Слова Несты про «похотливую самку» преследовали меня с самого начала книги и до конца.

Возможно, у нас просто слишком разное понимание того, что называется любовью.

#Итоги

Подводя итог, я понимаю, чем книга завоевала любовь многих читателей. Волевая героиня, которая сама бросается в бой и всё тянет на себе — она больше импонирует на фоне слабых принцесс, которых спасают принцы из огня (впрочем, здесь «принцев» тоже хватало). Необычная интерпретация истории «Красавица и чудовище» со счастливым концом и зачином на будущее, несмотря на попытку в дарк и суровость.

Но лично у меня история не вызвала желание продолжать чтение после первой книги. Дочитала благодаря нескольким фанатским артам с Фейрой и Ризандом. Меня интересовала судьба Тамлина, и насколько ли глупа Фейра, чтобы променять его на щеголя из Двора ночи, потому что на момент прочтения я не видела ни единой причины резко развернуться в сторону Ризанда кроме как «там мускулы сильнее и губы у него чувственные». Мне хватило прочесть описания следующих книг, чтобы желание читать дальше отбилось окончательно, а мнение о том, что любовью здесь и не пахло — укрепилось.

Вдобавок хочу сказать, что, несмотря на моё горение, книга не вызывала у меня желания бросить её и не жевать кактус (спасибо Тамлину и Ласэну, особенно — Ласэну). Я бы прочла историю Ласэна до того, как он стал подданным Двора весны, но читать приключения Фейры в остальных книгах не решусь.

 

Обращаясь к читателям и авторам, заглянувшим в блог, буду вам признательная, если посоветуете ромфант.

Если он будет похожим на «Чужестранку» или «Ходячий замок» — буду рада)) Если героиня не мечется как собака на сене, выбирая то одного, то другого — вдвойне.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Вход на сайт
или