Сенатор Пушков мыслит здраво, хоть "Циклопедию" ещё не читал

Однако он прокомментировал вчера – 28.05.2023 г., интервью экс-главы Службы военной контрразведки Польши генерала Януша Носека изданию Wyborcza, в котором он заявил, что страной управляют пророссийские политики. Об этом Пушков высказался в своем Telegram-канале.

Пушков заявил, что шпиономания и желание повсюду видеть «агентов Москвы» проистекает из того, что русофобия являются неизлечимой болезнью польских элит. «Представление о русских шпионах повсюду — глубокая и неизлечимая болезнь большой части нынешней польской политической и военной элиты», — отметил он. Сенатор сообщил, что подобное мнение «скорее всерьез, чем в шутку» он услышал в 2016 году от известного польского политика. Он также говорил, что бывший на тот момент главой минобороны Польши Антоний Мацеревич был «совершенно помешан» на «русской угрозе» для страны. «Как мы видим, далеко не он один», — обвинил Пушков.

Ранее в Польше захотели расследовать вмешательство России во внутренние дела страны. С таким заявлением выступила правящая партия страны «Право и справедливость».

В своей статье «Истоки польской русофобии»[1] Л. С. Чопенко пишет: «Русь XVI в. европейцы считали страной Востока. Поляки называли русских варварами и никогда не ассоциировали с Европой, все больше с Азией. «Король Сигизмунд I сообщал западным монархам, что «московиты» – не христиане, а жестокие варвары, относящиеся к Азии и сговорившиеся с турками и татарами разрушить христианский мир. Хотя в той же Литве образование издревле было связано с русскими школами и осуществлялось при православных церквях и монастырях. Делопроизводство велось преимущественно на западнорусском письменном языке.

В XVI в. Польша была крупнейшим государством в Европе, располагаясь на территории современной Польши, Украины, Белоруссии, Литвы, а также России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. Великое княжество Литовское, частью которого была Польша, соперничало с Великим княжеством Московским в борьбе за господство в Восточной Европе и за собирание русских земель. Это золотой век польской истории. Ее культура достигла расцвета. С XIV в. функционировал университет в Кракове (этот город был тогда столицей), созданный по образцу Парижского, в котором преподавал, например, сам Н. Коперник и было четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и свободных наук. Но постепенно «центральная власть в огромном польско-литовском государстве стала ослабевать», что и предопределило его будущий крах. Границы были протяженными, а соседи воинственными и агрессивными Страна находилась в состоянии перманентных военных конфликтов почти со всеми своими соседями. В 1610 г. польские войска оккупировали даже Москву, но были изгнаны народным ополчением, возглавленным Мининым и Пожарским. Подтачивали страну изнутри магнаты, создававшие союзы с соседними государствами в корыстных целях, и шляхта, постоянно требовавшая защиты собственных «свобод», злоупотреблявшая практикой «liberum vetо», которая позволяла любому депутату блокировать не нравящееся ему решение, требуя роспуска сейма и выдвигая любые предложения, рассматривавшиеся уже следующим его составом. Ослабленная Польша теряла окраинные части своей территории. Сначала ей пришлось отказаться от суверенных прав на Восточную Пруссию, затем она потеряла Киев и все районы восточнее Днепра. Слабеющая власть превратилась уже не более чем в марионетку в руках соседних монархических государств.

В таких непростых условиях был произведен первый раздел Польши в 1772 г. и ратифицирован сеймом в 1773 г., по которому «восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра отошли к России». Данное событие способствовало национальному возрождению, которое привело к принятию новой конституции, цель которой – преодоление долговременной политической нестабильности и создание прочного государственного порядка. Но новая конституция была невыгодна сильным соседям – Пруссии, России и Австрии, а также той части шляхетской партии, которая умела извлекать выгоды из слабости государства. Они же и призвали в Польшу войска России и Пруссии. И 23 января 1793 г. был произведен второй раздел Польши, в результате которого к России отошли большая часть Литвы и Белоруссии, почти вся Волынь и Подолье. «Россия не присвоила ничего исконно польского, отобрала только свои старинные земли да часть Литвы, некогда прицепившей их к Польше», – сообщает В.О. Ключевский. Оставшаяся часть Польши превратилась в марионеточное государство. «Третий раздел Польши, в котором участвовала Австрия, был произведен 24 октября 1795 года; после этого Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы». «Очень важно подчеркнуть: Россия по всем трём разделам не получила ни пяди собственно польской земли, не пересекла этнографическую границу Польши. Идеология российского участия в разделах заключалась именно в воссоединении прежде единого – Русской земли», – пишет О. Неменский, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований. Коренные же польские земли поделили между собой Пруссия и Австрия.

Политическая элита в лице шляхты и магнатов сыграла не последнюю роль в судьбе Польши. И роль далеко незавидную. То же самое мы можем наблюдать сейчас на Украине: слабость центральной власти, ее марионеточный характер, незаинтересованность в согласовании различных интересов субъектов политики, неспособность обеспечить безопасность общества, дистанцированность от народных масс и как следствие – отделение Крыма. Все последующие годы поляки стремились к независимости. На время ее удалось получить благодаря Наполеону, который, борясь с монархической Европой, создал в 1807 г. «из территорий, захваченных Пруссией во время второго и третьего разделов, Великое княжество Варшавское». Но политически эта территория зависела от Франции, хотя и рассматривалась поляками как начало их полного освобождения. Польские земли в составе России подвергались русификации, территории, контролировавшиеся Пруссией, – германизации. Несколько лучше обстояли дела на польских землях в составе Австрии: в школах, учреждениях и судах использовался польский язык. Функционировал университет в Кракове, который наряду со Львовским стал всепольским культурным центром.

В начале XX в. польское государство вновь появилось на политической карте Европы. А поляки, наконец, обрели свою самостоятельность. Произошло это при тех же условиях, при которых они ее потеряли. Шла Первая мировая война, в результате которой Германия капитулировала, Австро-Венгрия распалась, а в России, раздираемой внутренними и внешними противоречиями – Гражданская война. Некогда сильные и воинственные соседи оказались временно не у дел. «5 ноября 1916 года монархи Германии и Австро-Венгрии огласили манифест о создании самостоятельного Польского Королевства в российской части Польши. 30 марта 1917 года, после Февральской революции в России, Временное правительство признало право Польши на самоопределение и 6 октября 1919 года, в период распада и краха Центральных держав, Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства».

Polish experts: Kremlin's campaign against "Russophobia" threatens both  Russia and the West -- EUROMAIDAN PRESS

По логике вещей такую же нелюбовь поляки должны питать к немцам, австрийцам и венграм, которые исторически были более сильными соседями и участвовали в разделах Польши. Но говорить о германофобии как о распространенном явлении в Польше не приходится, несмотря на зверства фашистов на территории польского государства во время Второй мировой войны. У этих стран есть общий знаменатель: все они – европейские державы, в отличие от нас. Присутствие России в Европе до сих пор считается номинальным. Кроме того, нас отличает религиозная принадлежность – православие, которое тоже является камнем преткновения для многих. Так что же можно сказать о русофобии в современной Польше? Безусловно, на уровне политических деятелей это явление по-прежнему актуально и имеет место быть. В политической элите «русофобство» не считается компрометирующим явлением. Польский публицист Я. Липский, ветеран Армии Крайовой, утверждал в своё время, что «без русофобии нет польского патриотизма». Воинствующая пресса подливает масло в огонь и разжигает страсти по этому вопросу, муссируя влияние восточного соседа только как негативное. Но среди простых людей, особенно старшего поколения, знающих русский язык, отрицательного отношения к русским и к России нет. Если антирусские настроения имеют место, то это кому-то выгодно, например, польской элите, которая постоянно разыгрывает антирусскую карту и использует исторический негатив. Основной «носитель» политического неприятия России в Польше – это партия «Право и справедливость» (ПиС), возглавлявшаяся братьями Качиньскими. ПиС – радикальная консервативная партия, в программе которой очень сильны элементы популизма и национализма. При этом «партия братьев Качиньских» вместе с двумя другими небольшими партиями – популистской «Самообороной Речи Посполитой» А. Леппера и правой националистской, католической и антисемитской «Лигой польских семей» Р. Гиртыча – составляла в своё время правящую коалицию Польши. Безусловно, противостояние России и Польши является инструментальным, – пишет известный геополитик В. Коровин, – оно стимулируется со стороны США. Правление Качиньского, по мнению данного автора, «было пиком этого противостояния, равно как и политической напряженности в двухсторонних отношениях».

Польша… не может иметь в мире русофобскую репутацию, потому что обособиться, изолироваться от России не удастся: с Россией хотят договариваться немцы и французы. «Мы не имеем морального права оставить будущим поколениям груз недоверия друг к другу, – говорил Д. Туск, – в Европе XXI века просто нет альтернативы подлинному добрососедству между народами Польши и России». Первые выступления нового польского премьер-министра обнадеживали всех, кто искренне хотел решительного улучшения польско-российских отношений. История дана для того, чтобы извлекать уроки и делать необходимые выводы. Жить прошлыми обидами, даже если это называется «исторической памятью» – это значит не иметь настоящего.

Павел Гулькин, переводчик и составитель "Циклопедии русофобии"

______________________________________________________________________________________________________________________________

[1] Чопенко Л.С. (кандидат педагогических наук, зав. аспирантурой Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары), Истоки польской русофобии, Вестник Российского университета кооперации. 2014. №2(16), С. 108 – 111.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий