Штурмхонд новый краш или..?

Продолжаю знакомство с Гришавёрсом Ли Бардуго. На очереди вторая книга трилогии - «Штурм и буря».

Пожалуй, в этот раз я пройдусь по основным моментам, которые мне понравились или не понравились и не буду размазывать кашу по столу (:

Начало книги пошло бодро. Мне понравилось динамичное развитие событий, понравились сюжетные повороты с побегом от Дарклинга, вылазка-невылазка на корабле и аля пираты не-морей, как и новые карты в рукаве глав.гада. Это смотрелось интересно и органично. Я не заметила, как половина книги осталась позади, но…

Начало было хорошим, а потом оно просело на события ни о чём. Большую часть времени Алина отсиживается во дворце, грёзит властью и разматывает сопли с Малом. Я понимаю, что по сюжету нужно развитие отношений, какой-то конфликт и вдобавок разыграть сюжетный твист с треугольником, но… чисто на мой вкус, этому отвели слишком много внимания. В какой-то момент душевных терзаний и токсичностью мне стало ту мач и хотелось уже промотать историю до какого-то развития.

Мне понравился поворот с Апратом и с усилителями, но, чтобы до них добраться, пришлось продираться через тернии стекла и неуважения к себе (персонажей). Какой-то движ начинается ближе к концу книги и за счёт этого кажется сильно смазанным, а середина книги так и вовсе пустой. Кроме того, меня не покидала мысль «А где же Дарклинг?..», чем он всё время занимался, пока Алина и компания делили сердечко кривым ножом? Являлся в её видениях и сидел где-то на границе в ожидании, пока один из принцев затупит?..

Задел на третью книгу мне понятен и он легко читается во время финальной битвы. Боссу в очередной раз дают шанс выжить. Чисто на мой взгляд, намного логичнее было бы позволить Алине довести дело до конца. Вдруг и Тенистый каньон бы исчез со смертью Дарклинга?.. Но, возможно, мне просто не нравится показательная жертвенность, которая никуда не ведёт и ничего не меняет.

В общем, я всё ещё намерена прочесть третью книгу и узнать, чем это всё кончилось. И я ставлю жирнющий плюс за интересное начало.

Выскажу непопулярное мнение по поводу Шутрмхонда и Мала.

С первых минут появления в книге Штурмхонд в облике «пирата» и парня с сомнительной репутацией - он мне понравился. Он был харизматичным, ершистым, но удивительно добрым для человека, который ищет везде выгоду. Притворная доброта казалась мне тем, что делало корсара по-своему очаровательным. Но меня всё время не покидало чувство, что этот флёр вот-вот развеется. Поворот с истинной личностью корсара не стал для меня неожиданностью. Автор давала слишком много намёков (или я очень подозрительная), да и ход показался мне скорее… не хочется называть это штампом, но закономерным.

С момента как Штурмхонд превратился в прекрасного принца Николая Ланцова, флёр улетучился. Я увидела избалованного и самовлюблённого принца, который, как и Алина, «вижу цель – не вижу препятствий», что отчётливо видно во время вхождения в Неморе и столкновение с волькрами. Спасибо, что он поверил в Алину и её способности, считая, что никому из команды не повредит внезапное и без подготовки вхождение во мрак (здесь можно посчитать, что у них не было выбора, за спиной был Дарклинг), но намеренное выслеживание гнезда тварей – мальчишеский и необдуманный поступок, который едва ли сглаживают сожаления персонажа после результатов «бойни».

Дальше под благими намерениями сделать Равку сильной державой Николя Ланцов озвучивает желание потеснить на троне старшего брата, потому как отец вскоре умрёт от странной болезни или яда, которым его долго и упорно травили (никто не знает, что это, и бог с ним). Он сразу озвучивает, что по некоторым причинам (кроме вполне очевидных) взойти на престол вместо старшего брата у него не получится, а для этого он готов использовать все средства, в том числе Алину. По этой причине Николай не упускает возможности распустить слухи о любовной связи с Заклинательницей солнца, подкрепляя их публичным поцелуем против желания Алины, что, конечно же, видит Мал. И продолжает всячески подначивать Мала, провоцируя его вплоть до драки. Мне лично такое поведение нисколько не нравится. Я вижу лишь поиски выгоды персонажа для себя и намеренные попытки спихнуть Мала на задний план. Принцем в сияющих доспехах, который спасёт Алину от гнёта, я не вижу.

Неоднократно Николай пытается реабилитироваться, толкая красивые речи о том, что он дождётся, когда Алина остынет к Малу, и делает красивые жесты в её сторону, но лично мне эти жесты ровно никак и отдают всё тем же душком выгоды. Но он заботится о Равке на фоне недальновидного и изнеженного брата – и на том спасибо.

Но! Учитывая перемены в Алине, я вижу, что они в целом оба стремятся к власти, которой никогда не имели. Вижу, что они оба мало думают о последствиях, и в целом во многом похожи чертами характера, а потому совершенно точно спелись бы своей схожестью.

 

Что же касается нелюбимого многими Мала… мне искренне жаль этого персонажа. Во многих ситуациях я вижу его попытки донести до Алины мысль, что большая власть накладывает большую ответственность, и что в первую очередь нужно думать о последствиях, чего Алина не делает. В какой-то момент она ищет для себя любое оправдание, чтобы использовать всю силу усилителей (Дарклинга же надо победить), но это сильно отдаёт личным желанием не помочь Равке или избавиться от врага, а стать сильнее чисто для себя. Плохо это или хорошо? Ну… Хорошо бы иногда не отключать голову (: В сущности во всех щепетильных ситуациях Мал каждый раз пытается притормозить Алину, когда с чем-то не согласен, но, несмотря на то, что Алина поступает по-своему, всё равно остаётся поблизости прикрывать ей спину (пока терпение не лопнет, что выходит боком обоим).

Да, Мал ревнивый, но… как ещё реагировать на то, что на его глазах все, кому не лень, показательно лапают его девушку? Я не увидела в тексте собственнических ноток «они трогают моё. моё трогать нельзя», а увидела страх. Мал делает всё, что хочет от него Дарклинг, чтобы защитить Алину от него. Силы героя ограничены. Он ничего не может противопоставить сильному гришу и выкручивается как может. Я вижу беспокойство об Алине. Он думает не о себе, а о том какого ей, когда без её желания её трогают и ей манипулируют. Фактически то же самое делает Николай, постоянно провоцируя Мала. Зачем? Почему? Чтобы на фоне взбешенного Мала побыть в белом пальто?..

И в конец в их отношениях меня добили секреты Алины. Я понимаю, что нужно нагнать драмы и растянуть этот треугольник на половину книги, а у большей части людей в принципе проблемы с навыком говорить ртом, но что мешало рассказать Малу о видениях? Страх, что он как-то не так на неё посмотрит после признания? Большая часть проблем решается, если её проговаривать (вовремя), а так Мал тупо не понимает, что именно не так, почему она отстраняется, почему сжимается от поцелуев и т.д. Поставив себя на его место, я бы отреагировала аналогично, потому что никто не может читать мысли другого человека и знать, что у него в голове, увы. Их ссора – закономерный итог неумения говорить друг с другом, что вдобавок подкрепляется подростковой эмоциональностью и вспыльчивостью.

Вдобавок у обоих проблемы с самооценкой и постоянно мелькает (чаще всего от Алины), что «о боже, мы из разного сословия, разного статуса, мы не можем быть вместе». Причём сначала Алина считает себя чем-то второсортным для Мала, а потом он становится второсортным для неё. Обожаю (нет).

И… в какой-то момент мне начало казаться, что Алина не любит Мала. Никогда не любила, а всё её вздохи в его сторону основаны исключительно на «он такой недосягаемый» и «этот плод мне никогда не достать, поэтому он так сладок», а потом плод резко падает к ней в руки и уже не интересно.

Меня искренне добивали их взаимоотношения двух недолюбленных подростков, которые вроде бы пытаются играть взрослых, но постоянно, как собаки на сене, не могут определиться, а что им надо. Они генерируют стекло в режиме нон-стопа по любой ерунде, постоянно ругаются, наматывают сопли на кулак, делают что-то назло друг другу. Вы или не мучайте друг друга и разойдитесь или усадите задницу и ртом проговорите все претензии друг другу и решите, что вам надо и надо ли. Но зачем вести себя как взрослые люди, которые умеют в партнёрство, уважение друг друга и компромисс, когда можно драмаквинить (:

И в этом они настолько друг на друга похожи, что… сидите в своём болоте из стекла, раз вам так нравится.

Алина бесила меня всю книгу с момента, как появился Николай и второй усилитель, и мне искренне не нравится, когда в неадекватных отношениях пары винят кого-то одного, когда идиоты оба. Пара Мал/Алина для меня - два морально задавленных и убитых персонажа, которые несчастны, но Алине, кажется, нравится страдать и от неуверенности, граничащей с новообретённой манией величия. Не могу сказать того же о Мале. У него шаблонное поведение брошенного парня (напиться, набить морду, впасть в объятия красавицы, чтоб утопить горюшко), который вдобавок не понимает, кем приходится Алине и приходится ли. Здесь или взрослеть обоим или искать себе другую пару и уже не мучить друг друга.

Может, на третьей книге моё мнение поменяется, но пока что тройка подростков (что среди них забыл хренолетний Дарклинг?!) видится мне как абьюз, поиск выгоды и неумение говорить ротом с партнёром (партнёрство это не только постоянная поддержка, но и умение сказать, когда кто-то перегибает палку, и оно должно работать в обе стороны).

 

Пейринг с Дарклингом вообще не рассматриваю, хотя после прочтения «Жестокого принца» авторства Холли Блэк, что удивительно, Дарклинг кажется мне ещё зайкой в сравнении с канонной парочкой там.

 

А теперь о крашах.

Толян. Это единственный мужской персонаж в окружении Алины, который ведёт себя адекватно. Серьёзно. И хорошо, что тема с треугольниками обошла его стороной. Он прекрасен сам по себе, и пусть так остаётся и дальше. Пожалуйста…

Это моё мнение, я никого не пытаюсь переубедить. Фломастеры разные. Мои такие (: